2007 год. «Крымская правда»

23 Ноябрь 2017 1666
В 2007 году преобразилась часть набережной Салгира. Через 10 лет от былой красоты мало что осталось.
В 2007 году преобразилась часть набережной Салгира. Через 10 лет от былой красоты мало что осталось.

Десять лет назад Крым кипел политическими страстями. Сейчас жители полуострова знают, что у власти стоит сильный руководитель, доверяют ему, не сомневаются в своём выборе. Но в 2007 году всё было совсем иначе. Тогда ещё Украиной руководил Виктор Ющенко, крымские татары боролись за землю, хватало проблем и в городах полуострова: то воды не было, то лифты стояли, то инсулин заканчивался.

Оранжевые свиньи

Весь 2007 год «Крымская правда» постоянно писала о борьбе крымских татар за землю. Точнее, о том, к чему такие действия приводили. Недовольных хватало с обеих сторон: одним не нравилось, что люди так нагло захватывают участки земли, другим было всё мало. Итогом становились акции наподобие той, что прошла в Евпатории в январе 2007 года. Вот что об этом писала «Крымская правда».
«Под Евпаторией вчера активисты молодёжного движения «Прорыв» провели свою акцию под названием «Депортация оранжевых свиней». На воздушных шарах они запустили в небо игрушечных свиней в оранжевых костюмах. Так, по словам лидера организации Надежды Поляковой, был выражен протест против действий властей, которые «позволяют бандитам из татарского меджлиса, захватывающим землю, издеваться над крымчанами».
Акция прошла в нескольких городах Крыма. Власти были против, многих студентов, участников мероприятий, запугивали тем, что отчислят из учебных заведений. Так резко власти реагировали неслучайно, ведь «прорывовцы» потребовали начать импичмент президенту Ющенко за неспособность обеспечить мир и порядок на Украине.
«Уже всем понятно, что Крым стал пороховой бочкой, - сказала тогда организатор акции. - Поэтому принято обращение к крымчанам с призывом консолидироваться, создавать мобильные бригады по защите порядка на местах, пресечению вылазок беспредельщиков».
В апреле 2007 года пороховая бочка появилась и на майдане в Киеве. Но тогда до серьёзных действий не дошло. Конфликты происходили между «бело-голубыми» и «оранжевыми». Первые призывали мирно решать накопившиеся проблемы, вторые, как правило, вели себя очень агрессивно.
«Одна из «ветеранов» «оранжевой революции», киевская студентка Оля, одиноко сидевшая на скамейке, сказала нам: «Всё это - ностальгия. Для того, чтобы собраться вечером вместе и напиться. Из моих знакомых сюда не пришёл никто, хотя тогда все мы жили в палатках. Они понимают, что всё это просто бред», - сказала она, когда Юлия Тимошенко со сцены призывала свергнуть правительство».
Кстати, об оранжевых. Тогда же, в апреле, в Крым приехала супруга Виктора Ющенко.
В честь визита первой леди Украины неожиданно в «Артеке» демонтировали ордена Ленина и Дружбы народов со стелы бывшего всесоюзного пионерского лагеря. Как сказал тогда руководитель Союза советских офицеров Крыма Сергей Никулин, ветераны Вооружённых сил и другие участники акции намеревались передать Чумаченко заявление с требованием возвратить награды на почётное место. Первую леди Украины ожидали на центральном въезде в «Артек». Однако она попала в лагерь окольными путями, повторив «подвиг» натовцев, которые степными тропами пробирались так же в Феодосию в 2006 году.
Это был не единственный случай в то время. Пренебрежение к советской истории, к нашему прошлому демонстрировали многие политики.
В результате в 2007 году в честь годовщины Октябрьской революции в центре Симферополя собралось внушительное количество людей. Играл Гимн Советского Союза, развевались на ветру красные стяги, красные гвоздики возлагали к памятнику Ленину.
«Не может более продолжаться мракобесие, - заявил на митинге лидер крымских коммунистов Леонид Грач. - Клика, которая сегодня захватила власть на Украине, антинародная. Да, она сформирована снизу доверху, и холуев, которые потеряли совесть, более чем достаточно. Но они должны знать, что возмездие их всё равно настигнет».
Всего через две недели после этого события Виктор Ющенко подписал указ, предусматривающий дальнейшую украинизацию гуманитарной сферы в автономии. Фактически этот документ означал, что русский язык будут и дальше вытеснять с полуострова.

Земельные войны

Все политические склоки осложнялись конфликтами с крымскими татарами. Тогда самозахваты стали постоянной темой новостей. Так, на участках земли, полученных, по сути, из воздуха, люди начинали строить трёхэтажные особняки. Особенно актуальна была проблема как в Симферополе, так и в Симферопольском районе. Одни чиновники стойко защищали позицию: прежде чем выделять землю для индивидуального строительства, её нужно освободить от самозахватов. Другие твердили, что это саботаж, так делать нельзя.
На заседаниях земельной комиссии Совмина проблему пытались решить, но всё же топтались на месте. Так, вокруг Судака было захвачено более 200 гектаров земли, которые разделили на 2000 участков под застройку. Причём под захватами оказались и сельхозугодья совхозов-заводов «Морской» и «Веселовский».
Освободить земли не получалось. Сначала нужно было определить истинного хозяина, потом через суд защитить его права. Кроме того, нужно было подготовить проектную документацию, а на неё в бюджете просто не выделяли деньги.
Хотя конфликты были не только с крымскими татарами. Августовским утром 2007 года была перекрыта трасса государственного значения Евпатория - Севастополь. Пенсионеры трёх сёл Вилинского сельского совета вышли на проезжую часть в надежде привлечь внимание властей и общественности к тому, что у них отбирают землю. С 2005 года тянулся конфликт, когда более 4000 гектаров земли, выделенных в 1998 работникам коллективного предприятия «Агрофирма «Крым», у них отобрали. 1590 работников агрофирмы не получили то, что им причиталось по закону.
Были сложности не только у простых людей. Так, киевские власти пытались подобраться к виноделам. В декабре 2005 года тогдашний министр аграрной политики Украины Александр Баранивский из правительства Юлии Тимошенко подписал приказ о реорганизации «Массандры». Из её состава выделялся головной винзавод и наделялся статусом юридического лица под названием «Ялтинский завод марочных вин». С этого момента совхозы-заводы стали самостоятельными. Но в действиях министра тогда усмотрели желание растащить объединение по частям, а потом умело его приватизировать. Тогда генеральный директор объединения Николай Бойко пытался сохранить коллектив, обеспечить проведение единой сортовой, агротехнической, технологической и экономической политики во всех девяти совхозах-заводах, а также на головном предприятии.
Любопытный факт - в 2007 году на сессии Симферопольского городского совета отказали в выделении земли под строительство Соборной мечети. Тогда на сессию по личному приглашению городского головы явились заместитель главы меджлиса Рефат Чубаров, председатель постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан Ремзи Ильясов, председатель Рескома по делам религий Владимир Малиборский, заместитель главного муфтия Крыма и многие другие. Собравшиеся обсуждали вопрос строительства, который был поднят ещё в 1994 году. Однако 2,7 гектара на улице Ялтинской, 22, так и не получили. Когда документы были готовы, выяснилось, что Симферопольское охотничье хозяйство планирует там посадить лес.
В 2015 году всё же началось строительство Соборной мечети. Это здание должно стать архитектурным и культурным украшением Крыма. Стоимость объекта - миллиарды рублей. Огромный комплекс будет включать не только основное здание мечети, но и административное здание муфтията, гостевой домик, дом имама, а также специальные места для омовения на земле. Благодаря этому проекту стало очевидно - в Крыму нет борьбы, как раньше. Разные народы живут мирно, споры, наконец-то, решаются спокойно.

Рынки и памятники

Пока политики решали глобальные вопросы, крымские татары ожесточённо боролись за землю, которую они захватили, остальные крымчане справлялись с бытовыми трудностями. Остановки лифтов, рост цен, нехватка молока - эти и другие проблемы беспокоили всех.
В Симферополе в 2007 году случилось событие, которое может стать примером для нас, живущих в 2017 году. В столице Крыма была открыта первая ночлежка. Приют для бомжей появился на улице Училищной в доме под номером 40. Директором Дома ночного пребывания стала Татьяна Киричук. Заведение было рассчитано на сорок человек. И уже в первые дни там появились люди.
Такого плана приют нужен столице Крыма и сейчас. Одно время под нажимом общественников удалось получить землю, но оказалось, что у неё есть другой собственник.
В итоге люди без определённого места жительства шатаются по вокзалам, подвалам, ищут, где согреться зимой. Хотя десять лет назад ещё в украинском Крыму этот вопрос удалось решить…
Много споров десять лет назад вызывал Центральный рынок Симферополя. Площадь у него, как могли, пытались очистить от стихийной торговли. Правоохранительные органы приходили сюда, как к себе домой. С шести утра сотрудники ОБЭП расчищали территорию за границами рынка. 
«Началом настоящей борьбы со стихийным рынком, который разросся так, что заполонил все подходы к Центральному, стала отмена симферопольским торговым отделом всех своих разрешений. Так появилась возможность призвать к порядку тех, кто его нарушает. Оставив в стороне этический аспект, когда одни и те же люди сначала разрешают, потом отменяют свои же разрешения, можно порадоваться, что во вторник у рынка стало свободно», - писали в «Крымской правде».
В сентябре 2007 года на рынке по улице Козлова случился пожар. Тогда открыто говорили - возгорание произошло не просто так: кто-то целенаправленно поджёг павильоны. Однако всё равно ликвидировать стихийщиков не удалось. И снова только в российском Крыму после 2014 года эта проблема была решена. Сначала стала просторной и чистой улица Козлова,
потом исчезли павильоны перед входом в Центральный рынок.
Кстати, любопытно, что в 2007 году симферопольские улицы чуть было не переименовали. Тогда депутаты от Русской общины Крыма предлагали вернуть некоторым столичным улицам их исторические названия. Так, улица Карла Маркса должна была вновь стать Екатерининской, Карла Либкнехта - Долгоруковской, Шмидта - Потёмкинской, Розы Люксембург - Александра Невского и т. д. Но городской голова Геннадий Бабенко отнёсся к этой идее настороженно. Он сказал, что «от того, что мы назовём улицы иначе, доходная часть городского бюджета не увеличится и жизнь в Симферополе лучше не станет».
Сегодня каждый может прогуляться по некоторым из этих улиц и убедиться лично - ряд названий вернули. Правда, симферопольцы всё равно по привычке называют улицы именами Карла Марка, Карла Либкнехта и Розы Люксембург.
Кстати, в 2007 году обсуждали и строительство памятника российской императрице Екатерине II. Геннадий Бабенко заявил, что остатки монумента, снесённого большевиками, могли быть захоронены на территории Симферополя. Он добавил, что памятник Екатерине Великой появится в столице в любом случае, как это сделано практически во всех городах на юге Украины. И можно вновь напомнить, что пришлось ждать почти десять лет, пока эта идея была реализована. Зато теперь в центральном парке столицы Крыма гордо стоит великая императрица.

Жили, как могли

Традиционно люди сетовали на рост цен. Так, «Крымская правда» писала о том, что из-за снижения поголовья скота и подорожания кормов ещё на пять гривен поднялась цена на мясо. Ожидалось, что в среднем на 10% в 2008 году могли подорожать и молочные продукты. Причины были такими же, как и всегда: рост цен на энергоносители (переработку), закупку сырого молока и кормов.
Интересно, что в 2007 году остро стояла проблема нехватки инсулина.
«В декабре инсулина практически не будет, а весь первый квартал 2008 года вообще остаётся открытым, поскольку финансирование на будущий год раньше мая никогда не приходит», - звучали в «Крымской правде» слова главного эндокринолога Крыма Дианы Дунаевой.
Сейчас эта проблема снова стала актуальной. Так, в Севастополе не хватает инсулина для льготников. Горожане активно пишут об этом в социальных сетях, но их будто мало кто слышит. Те, у кого есть деньги, покупают инсулин сами, другим остаётся только умирать.
К слову, аптеки, в которых можно купить инсулин
даже за деньги, на вес золота. Некоторым диабетикам приходится проезжать километры по крымским городам, пытаясь найти аптечный пункт, в котором продают льготный инсулин.
Оставалась актуальной и проблема заповедников. Так, Виктор Тарасенко, эколог и председатель Крымской академии наук в 2017 году, в 2007 заявлял, что заповедники нельзя превращать в «Лас-Вегасы».
«Заповедники превратились в бизнес, Ай-Петри - в крымский Лас-Вегас, который «крышуют» высокие чины. Тысячи туристов спускаются с Ай-Петри, потому что хотят видеть заповедный Крым», - говорил Виктор Тарасенко.
Сейчас плато очищено, но не полностью. До сих пор на отдельных его участках стоят гостиницы и частные дома. До сих пор уникальное место Крыма не может вернуть первозданный вид. Хочется верить, что не нужно ждать ещё десять лет, чтобы это произошло.
И напоследок о погоде.
У нас принято говорить, что такой жары или ужасных холодов не было давно. А оказывается, что природа в Крыму всегда удивляла. В 2007 году была очередная аномальная жара. Как писали в «Крымской правде», казалось, что «холодильник - это единственное место, где сейчас можно нормально существовать. В эти дни, когда столбики термометров, как и предсказывали синоптики, преодолели сорокаградусную отметку, каждый спасается от жары, как может».
В ноябре 2007 года прошёлся по полуострову и ураган. На воде и суше потом долго расхлёбывали сюрпризы стихии. Так, в акватории Керченского пролива шли поиски пяти членов экипажа судна «Нахичевань». Для проведения поисково-спасательных работ привлечено более четырёхсот человек. Тогда же в море вылилось 1200 тонн нефтепродуктов, по предварительным подсчётам, ущерб, нанесённый стихией, составил около 150 миллионов гривен.

Самозахваты долгие годы оставались темой для новостей в Крыму.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.