«Результатов не видно»

Почему в Крыму людей травят пальмовым жиром

1 Ноябрь 2017 2431
Юрий Епанов уверен: с пальмовым маслом можно бороться.
Юрий Епанов уверен: с пальмовым маслом можно бороться.

Пальмовое масло в сливочном масле, сыре и твороге встречается часто. Фальсификат регулярно всплывает в продукции самых известных торговых марок - как крымских, так и материковых. Почему нарушители чувствуют себя вольготно на рынке и как каждый крымчанин может повлиять на ситуацию, нам рассказал заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Крым и Севастополю Юрий ЕПАНОВ.

Вызывайте специалистов!

- Юрий Викторович, можно ли говорить о том, что фальсификата стало больше на рынке молочной продукции? Или проверки стали проходить чаще, поэтому у многих на слуху пальмовое масло?

- Я хотел бы сразу отметить, что наши специалисты привлекаются для отбора проб как в детских учреждениях, так и на перерабатывающих предприятиях в рамках надзорных мероприятий. Просто так сотрудники Россельхознадзора не выезжают в детский сад или магазин. К нам обращаются с просьбой о проверке, а мы делаем свою работу.
Почему процент выявляемого фальсификата в отчётных документах не уменьшается и составляет за 9 месяцев текущего года 43%? Потому что мы практикуем рискориентированный подход. Проще говоря, инспектор не отбирает всю подряд продукцию, а смотрит по документам, по маркировке, обращает внимание на ключевые аспекты, такие, как жирность молока, завышенный белок в сопоставлении с ценой реализации. Мы понимаем, чтобы произвести килограмм сливочного масла в нормальных условиях, нужно до 20 литров молока. Соответственно, при определённой цене литра молока цена готового продукта должна быть такая, а не другая. Когда килограмм масла, творога или сыра стоит 160 рублей, а не 350 - это вызывает вопросы.
Если говорят о том, что 43% проверенной продукции - фальсификат, это не значит, что 43% всей продукции как нашей, так и привезённой в Крым, производится с нарушениями. Речь идёт о том, что в тех партиях, которые проверили, выявлено несоответствие заявленного состава фактическому.

- Можно сказать, что такие проверки дают позитивный результат?

- Конечно. В этом году некоторые производители перестали поставлять фальсификат в детские сады и школы, и это, конечно, маленькая победа. Постоянные проверки стали для поставщиков поводом задуматься, есть ли смысл рисковать репутацией. Но взамен  мы начали находить фальсификат в супермаркетах. То есть один и тот же производитель не желает расставаться с возможностью получать дополнительные барыши на обмане потребителя: качественную продукцию он везёт в детский сад, а фальсификат - в супермаркет.

- Как за это наказывают? Не слышно о том, что кого-то оштрафовали или запретили поставлять свои товары?

- К сожалению, внутри Крыма надзорная функция передана Совету министров РК. Что касается мер реагирования - это полномочия прокуратуры, Роспотребнадзора и Госкомветеринарии РК. Мы выявляем нарушения, передаём  в контролирующие органы полный  пакет документов, прилагаем к нему материалы фото- и видеофиксации. Параллельно доводим происходящее до сведения общественности. Всё. На этом наша задача пока заканчивается. Принимаются далее меры или нет? Как показывает жизнь, результатов не видно…

- Как вы думаете, с чем это связано?

- Мне тяжело судить. Оценку работе других ведомств должны давать уполномоченные ведомства. Я могу сказать только о динамике, которой пока не видно. По данным прошлого и нынешнего годов, кардинальных изменений нет. По некоторым позициям у нас и вовсе ухудшается положение, если говорить об эпизоотической ситуации на полуострове. Мы вынуждены констатировать, что не ко всем недобросовестным предпринимателям применяются соответствующие меры реагирования.

- Какие именно?

- В качестве влияния на недобросовестных производителей и поставщиков могут быть применены не только штрафные санкции. Это и отзыв декларации, приостановление деятельности,  изъятие продукции из оборота с её последующим уничтожением и так далее.
Простой пример. Если мы выявляем нарушения у поставщиков с материковой части России, мы сообщаем об этом нашим коллегам из территориальных управлений Россельхознадзора. Там реагируют моментально: отзывают декларации, административные меры предпринимают. О результатах работы нас обязательно информируют, поэтому мы всегда в курсе событий. Другое дело внутри Крыма: меры, скорее всего, тоже предпринимаются, но при этом правая рука может не знать, что делает левая. Поэтому у нас фальсификаторы чувствуют себя, как рыба в воде…

- Но ведь такая позиция опасна для тех, кто хочет работать честно. Нарушители выигрывают в конкурентной борьбе за счёт низкой стоимости.

- Так и происходит. Производители фальсификата подрывают экономику нормальных производителей. Сегодня, к сожалению, становится невыгодно выпускать качественный продукт, потому что он не может конкурировать с фальсификатом. Производитель натуральной молочной продукции вынужден нести убытки и даже сокращать объёмы производства. А потребитель, которому выдают фальсификат под маркой натурального продукта, абсолютно уверен, что отдаёт свои деньги за натуральный и полезный продукт и при этом ещё и экономит. Такой обман выгоден только одному фальсификатору. Взрослый человек в супермаркете сам принимает решение, заменять или нет молочные жиры растительными. Может, кому-то это даже полезно. Но когда речь идёт о детях и подростках, здесь риск недополучения столь важных для развития элементов, как молочный жир и белок, следует исключить полностью. Детям нужно пить молоко, а не крашеную воду с остатками пальмы.

- Как защитить маленьких крымчан от такой подмены? Как действовать родителям, если питание в детском саду вызывает у них вопросы?

- Если родители видят, что их детей кормят подозрительными продуктами или дети сами жалуются на качество питания, то нужно действовать незамедлительно. У нас работают общественные организации. В них могут обратиться в школе или детском саду представители родительского комитета. Заметили какие-то проблемы? Обращайтесь к нам или в крымское региональное отделение «Союз потребителей России», просите, чтобы пришли специалисты, взяли на исследование пробы, проверили, есть ли там фальсификат. Лабораторные исследования продукции будут проведены за счёт бюджетных средств в рамках государственного мониторинга. Это тот путь, по которому можно и нужно идти ради здоровья своих детей. Звоните нам по телефону +7(8692) 42-29-38, пишите электронные письма на адрес upr_rshn_crimea@mail.ru. Пусть люди обращаются, мы готовы помочь.

Никаких тайн

- Насколько я знаю, с 2018 года в России будет работать электронная ветеринарная сертификация. Как она повлияет на жизнь крымчан и работу крымских производителей?

- Введение электронной ветеринарной сертификации несёт с собой несколько позитивных изменений. Во-первых, производители смогут существенно сэкономить время и деньги, которые сейчас тратятся на получение бумажных справок. К примеру, в Сочи в этом году уже сэкономили таким образом один миллион рублей. Освободившиеся средства могут быть потрачены на повышение зарплат, покупку оборудования или удешевление продукции. Электронный документооборот, безусловно, более открыт и позволяет исключить возможность подмены более качественной продукции низкопробной. Это второй и, на мой взгляд, самый важный аспект новой программы.  Потребителю не придётся «с боем» требовать у продавца сертификат качества. Нужно будет только установить соответствующую  программу на свой телефон. Подходишь к прилавку, вводишь цифровой код и получаешь полную информацию, где, когда была изготовлена данная партия. Можно проследить движение продукта от момента его изготовления до реализации. То есть откуда это молоко поступило, исследовалось на заболевания или нет, в какое время оно было произведено, сколько времени ушло на доставку, были ли посредники и так далее.
Никто уже не сможет перештамповать срок годности на тетрапаке, ведь в системе электронного документооборота всё будет видно.
Электронная сертификация поможет уберечь себя и свою семью от подделок в том числе. К примеру, в реестре не будет шампанского, разлитого в бутылки в ближайшем гараже, или популярного сливочного масла с раздольненского завода, закрытого много лет назад. Если производитель захочет выдать под известной маркой поддельную недоброкачественную продукцию, он будет выявлен моментально. Это позволит в кратчайшие сроки обнаружить подделку, изъять её из магазинов, минимизировать риски для потребителей.

- Что ещё делается для того, чтобы эффективнее выявлять фальсификат?

- Как я уже говорил, при выявлении опасного для людей продовольствия важны сроки. Сколько времени тратится на исследования и получение результата! Ранее нам приходилось отправлять отобранные пробы в Краснодарский край, это расстояние и время на дорогу. У Крыма не было своей лаборатории, при Украине этой проблемой вообще никто не занимался. Сейчас ситуация кардинально меняется. Сейчас в Крыму есть филиал ФГБУ «ВНИИЗЖ» с самым современным лабораторным оборудованием.
148 методик у нас уже аккредитованы. В первом квартале 2018 года мы получим разрешение на работу по выявлению фальсификата. Там свои сложности - дорогостоящее оборудование, обучение персонала работе на нём. Но овчинка выделки стоит: со следующего года мы будем получать результаты в пределах двух суток.

- Можно ли говорить о том, что проверки будут ещё эффективнее, а фальсификата станет меньше?

- Думаю, что да. Это особенно важно, ведь в поддельных продуктах мы находим не только пальмовое масло, но и антибиотики: доксициклин, метронидазол, окситетрациклин. Всего этого в молочной продукции, которую едят наши дети, быть не должно. Хочется отметить, что крымские производители правильно реагируют на наши замечания и стараются исправлять нарушения. В этом году наши молокозаводы показывают себя с хорошей стороны. А в общем фальсификат выявляется в продукции самых разных предприятий, в числе которых и переработчики из других регионов Российской Федерации, и белорусские производители. Из чего я бы сделал вывод, что фальсификация - коммерческий шаг, от которого не застрахован любой представитель бизнеса в случае ослабления контроля. Поэтому главным контролёром должно стать самое заинтересованное лицо - потребитель.
А мы со своей стороны окажем наиболее полную профессиональную помощь каждому крымчанину и гостю полуострова в сфере защиты его жизни, здоровья и законных прав в сфере безопасности продовольствия.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.