1956 год. «Крымская правда»

7 Июнь 2017 2519
Комбайнёры Джанкойского района перед отъездом в Казахстан (слева направо) Л. Ситницкий, А. Лушников, Г. Романенко, К. Ярошенко, И. Валесский, М. Собко.
Комбайнёры Джанкойского района перед отъездом в Казахстан (слева направо) Л. Ситницкий, А. Лушников, Г. Романенко, К. Ярошенко, И. Валесский, М. Собко.

Год 1956 ознаменовался принятием сразу нескольких исторически важных для страны решений. Первое задало курс на преодоление культа личности Сталина и его последствий. Второе было призвано дать толчок развитию сельского хозяйства за счёт освоения целинных земель. Преобразования ждали и Крымскую область. В этот год было решено начать строительство Симферопольской ГРЭС, телевизионного центра. На новом стадионе Таврического военного округа (ныне «Локомотив») прошли первые соревнования.

Развенчание культа личности

«Документ большого исторического значения» - так был назван авторами материал, которым была открыта передовица «Крымской правды» от
4 июля. Речь в нём шла, конечно, о новом решении ЦК КПСС (принятом 30 июня) начать преодоление культа личности и его последствий. Авторы пытались передать крымским читателям смысл принятого решения. Получилось у них неважно. Всё свелось к перечислению уже привычных партийных лозунгов, которые не давали ответов на многочисленные вопросы.
По сути, принятое постановление являлось отредактированным, менее резким вариантом доклада Никиты Хрущёва о культе личности Сталина, который был зачитан им в феврале на съезде партии.
Подчёркивалось, что культ личности чужд ленинским принципам коллективного руководства. Его появление объяснялось борьбой «отживших классов» с политикой советской власти, сложной международной обстановкой, фракционной борьбой внутри партии, требовавших ограничения партийной демократии, «высокой бдительности и централизации».
- Некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточённой борьбы с классовым врагом и его агентурой, а позднее в условиях войны, Сталин начал возводить в норму жизни… Ошибочная формулировка Сталина о том, что будто бы по мере продвижения к социализму классовая борьба будет всё более обостряться… была выдвинута на первый план в 1937 году, в момент, когда социализм уже победил в нашей стране…
В этой борьбе Сталин применял порой недостойные методы, нарушал ленинские принципы.
В этом состояла трагедия Сталина, - говорилось в докладе.
Репрессии объяснялись негативными личными качествами Сталина, о которых в своё время писал ещё Ленин.
Сталин назывался выдающимся деятелем, преданным делу социализма, но злоупотреблявшим властью и совершавшим ошибки. Эти ошибки нанесли ущерб развитию отдельных сторон жизни Советского государства.
Сразу же после принятия этого документа по всей стране начали убирать внешние признаки культа личности бывшего вождя - сносить воздвигнутые Сталину памятники, снимать многочисленные портреты.
Сразу после принятия решения началась волна реабилитаций. На волю стали выходить сотни тысяч людей. Если с 1953 до начала 1956 года было реабилитировано лишь около 8 тысяч человек, то с 1956 по 1957 год - свыше 500 тысяч человек.
Реабилитации проводились без широкой огласки, так что публикаций на эту тему в газете фактически нет.

Освоение целины

Удивительно, но крайне мало статей было посвящено и другому важнейшему решению советского правительства. Речь идёт о постановлении «Об орошении и освоении целинных земель», принятому 16 августа 1956 года. Возможно, причина такого замалчивания крылась в том, что неофициально освоение целинных земель в Казахстане началось ещё в 1954 году. За это время в Актюбинской области успело побывать около 50 тысяч комсомольцев, поднимавших нетронутые ранее плодородные земли на благо Родины.
После принятия решения поездка на освоение целины стала самым популярным комсомольским движением в стране. Правда, в крымских реалиях сорваться с места и отправиться в Казахстан было не так уж и просто. Рабочих рук критически не хватало. Так что разрешение на командировку выдавалось строго лимитировано, а факт отбытия крымских комсомольцев на целину освещался с большой помпой. Предметной информации о работах на целинных землях было мало. Восполнить этот пробел редакция пыталась, просто публикуя снимки тех, кто отправлялся в Казахстан.

Симферопольская ГРЭС

В этом же году в Крыму стартовало строительство крайне важного инфраструктурного объекта. На северо-западной окраине Симферополя началось сооружение одной из новостроек шестой пятилетки - мощной теп­ловой электрической станции.
Установленные на ней агрегаты должны были удвоить существующую на тот момент энергетическую мощность государственных станций Крыма. Каждый из этих агрегатов в два с лишним раза превышал довоенную мощность всех агрегатов Крымэнерго. Выработка электроэнергии по сравнению с 1940 годом должна была возрасти в несколько раз.
«Симферопольская ГРЭС будет построена из сборного железобетона. Это значительно ускорит сроки ввода её в эксплуатацию и даст возможность уже в будущем году пустить первый агрегат. Водой станцию снабдит Симферопольское водохранилище.
В этой пятилетке значительно расширятся и магистральные линии электропередачи. Они обеспечат параллельную работу электростанций южного и восточного Крыма. Новые магистральные линии электропередачи протянутся также на север области. Начнётся подготовка к объединению энергетики Крыма с Южной энергосистемой, которая, в свою очередь, перейдёт в единую энергосистему европейской части СССР.
Так, уже в нынешнем пятилетии будут созданы условия для полной электрификации нашей области», - писала наша газета.
Однако темпы развития энергетической базы области по сравнению с ростом производства были ещё недостаточны. Особенно ощущалась нехватка электроэнергии в сельском хозяйстве.
В Крыму к 1956 году было электрифицировано меньше половины всех колхозов. Даже в передовых сельскохозяйственных предприятиях были слабо электрифицированы такие трудоёмкие процессы, как очистка, сортировка и сушка зерна, орошение, полив и многое другое
Примечательно, что среди прочих планов по электрификации полуострова упоминается в публикациях и «зелёная энергетика».
В одной из заметок сообщается, что в колхозах области имеется всего лишь до 50 ветро­установок. Но это ничтожно мало.
«Специалисты утверждают, что использование ветра в Крыму должно восприниматься как важнейшая государственная проблема. Не случайно ещё до войны на Ай-Петринской яйле начиналось строительство самой мощной в мире ветросиловой крыльчатой электростанции».

Крымский телецентр

На той же Ай-Петринской яйле планировалась установка антенны телевизионного центра и ультракоротковолновой станции. Такое размещение считали изначально очень удачным, поскольку высота горы естественным образом увеличивала бы радиус качественного приёма сигнала.
«Известно, что ультракороткие волны распространяются в пределах оптической видимости. Поэтому уверенный приём передач при обычной высоте антенны телевизионного центра обеспечивается в радиусе
60-80 км от антенны. Но антенна Крымского телецентра будет находиться на горе, высота которой превышает 1000 метров над уровнем моря, отчего радиус приёма передач, естественно, увеличится. Предполагается, что радиус уверенного приёма передач телевизионного центра расширится до 120-150 км. Таким образом, передачи студии смогут смотреть телезрители Алушты, Симферополя, Севастополя, Евпатории и других городов области», - отмечалось в материале.
Правда, позже решение о строительстве телецентра в Ялте и антенны на горе было пересмотрено. Специалистам Симферопольского радиоцентра удалось отстоять правильное техническое решение. Они обратили внимание авторов проекта на сложный рельеф ЮБК, малый охват населения, удалённость от северо-восточных населённых пунктов, сложности с доставкой сигнала и кадровую проблему.
В итоге телецентр решили строить в Симферополе на улице Студенческой, располагавшейся на высоте 243 метра над уровнем моря.

Открытие «Локомотива»

В районе улиц Пушкина, Кирова и Желябова тем временем был сдан в эксплуатацию другой объект, хорошо знакомый всем симферопольцам и многим крымчанам - стадион «Локомотив». Тогда, правда, это название за ним закреплено ещё не было. Стадион считался спортивной базой Таврического военного округа. Сооружался он, разумеется, военными. Из публикации «Крымской правды» известно, что основные работы провело подразделение офицера В. Салохина под руководством офицера М. Хабибушина и главного инженера И. Гарбуза.
«Это спортивное сооружение рассчитано на 11 с лишним тысяч зрителей. Оно имеет: футбольное поле с полным спортивным сектором, трибуны, волейбольные, баскетбольную, теннисную и городошную площадки. В стадии окончания строительства находятся ещё четыре спортивные площадки, тренировочное футбольное поле.
С улиц Пушкина, Кирова и Желябова сделаны подъезды к стадиону, у входов имеются места для стоянок автомашин.
Территория стадиона озеленена. Агрономы и садовники-цветоводы создали здесь прекрасный зелёный ковёр футбольного поля, посадили до двух тысяч деревьев и кустарников, оформили цветники и озеленили откосы», - сообщала «Крымская правда».
Открытие стадиона отметили спортивным праздником. На новых площадках соревновались спортсмены Таврического военного округа и физкультурники добровольных спортивных обществ города и области.

Обновление автопарка

Существенно обновлён был в 1956 году парк общественного пассажирского транспорта. Симферопольский автобусный парк Крымского автотреста пополнился новыми комфортабельными советскими и венгерскими автобусами. По маршруту Симферополь - Москва отныне курсировали новые отечественные автобусы первого класса «ЗИС-127», созданные специально для работы на дальних рейсах.
Новые машины были оборудованы 32-мя мягкими креслами самолётного типа, спинки которых могли откидываться.
«В таком кресле очень удобно полулёжа отдыхать. Автобус радиофицирован, в нём совершенная система вентиляции и отопления, у каждого места индивидуальное освещение. Таким образом, при желании пассажир ночью может читать, не мешая другим.
Под автобусом оборудованы специальные ящики для багажа, который принимает у пассажиров шофёр. Машина может развивать скорость свыше 100 километров в час, а средняя скорость её будет в полтора раза превышать скорость автобусов «ЗИС-155»».

Суэцкий кризис

Самым громким событием на международной арене в 1956 году становится Суэцкий кризис - вооружённый конфликт между Египтом, с одной стороны, и объединённых сил Израиля, Великобритании и Франции - с другой.
Формальным поводом к началу военных действий стало решение о национализации Египтом Суэцкого канала. Мы говорим «формальным», потому что планы по нанесению превентивного удара по Египту вынашивались Израилем, Францией и Великобританией и ранее.
Вторжение началось 29 октяб­ря и к 5 ноября израильскими войсками был оккупирован весь Синайский полуостров. Впоследствии начались активные атаки, бомбардировки, высадки десанта.
Остановить Суэцкий кризис смог СССР. 5 ноября советским правительством были направлены телеграммы главам правительств Израиля, Франции и Англии. В них указывалось на то, что война с Насером может перейти в Третью мировую, в которой может быть применена и «ракетная техника». Таким образом, СССР не исключал возможности силового разрешения конфликта. Советский Союз был готов пойти на крайние меры для того, чтобы ликвидировать Суэцкий кризис.
В результате 8 ноября все военные действия были остановлены.

Соревнование велосипедистов на открытии нового стадиона.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.