Новый хозяин для «Нового Света»

Так ли страшна приватизация, как её малюют?

3 Май 2017 1092
Завод шампанских вин «Новый Свет» находился в государственной собственности почти 100 лет. Этим летом он будет приватизирован, но 100% акций останутся за республикой.
Завод шампанских вин «Новый Свет» находился в государственной собственности почти 100 лет. Этим летом он будет приватизирован, но 100% акций останутся за республикой.

В прошлом месяце крымские власти объявили о грядущей приватизации «Завода шампанских вин «Новый Свет». Это решение вызвало противоречивые чувства. С одной стороны, предприятие действительно нуждается в модернизации, средства на которую могут дать частники. С другой, гарантировать порядочность такого частника крайне сложно. Поэтому многие крымчане, памятуя о грабительской приватизации 90-х, восприняли слова о приватизации завода с тревогой и скепсисом.

Понять сомнения людей просто. Почти сто лет завод находился в государственной собственности, пережил войну, развал СССР и остался рентабельным производством. И тут на тебе - приватизация.
Действительно, зачем приватизировать предприятие, приносящее доход? Ответ может поразить своей очевидностью: для того, чтобы в разы увеличить этот самый доход. Ведь, по данным главы Крыма, рентабельность «Нового Света» крайне низка.
- На сегодняшний день «Новый Свет» производит полтора миллиона бутылок в год при обороте предприятия в 400 млн. рублей. Это копейки, ниже ГУПа муниципального образования, - отметил Сергей Аксёнов, подчеркнув, что приватизация завода предполагает пятикратное увеличение объёмов производства продукции предприятия в течение пяти лет.
Устаревшее оборудование - действительно большая проблема «Нового Света», которая не позволяет заводу существенно нарастить объёмы производства. Цистерны для приёма виноматериала последний раз обновлялись в 1962 году, некоторые фильтры в строю уже 35 лет, а новое оборудование можно пересчитать на пальцах. Да и сами строения находятся в плачевном состоянии. Некоторые из них закрыты по причине своей аварийности. По информации генерального директора завода Алексея Пугачёва, износ основных фондов составляет 60%, и как таковых инвестиций от государства за все годы не поступало. На модернизацию производства необходимо 1,2 миллиарда рублей.
-При этом из-за особенностей организационно-правовой формы предприятие обязано 50% доходов отдавать в бюджет. Того, что остаётся в распоряжении, недостаточно для его модернизации, а привлекать заёмные средства также затруднительно. При этом, если за три года не будут найдены средства на модернизацию предприятия, существует реальная угроза его закрытия, - пояснил заместитель министра сельского хозяйства Республики Крым Сергей Петелин.
При этом он уточнил, что приватизация предприятия будет проводиться путём смены организационно-правовой формы. После  акционирования 100% акций «Нового Света» будут принадлежать республике, а имущество завода перейдёт юридическому лицу. Таким образом, республика сохраняет полный контроль над деятельностью данного предприятия.
С тем, что приватизация - мера необходимая, согласны и многие эксперты. Экономист и опытный менеджер по развитию предприятий Сергей Поспелов уверен, что передача производства в руки частному бизнесу может позитивно отразиться на финансовых показателях завода.
- Это в условиях плановой экономики государство было единственным управленцем, способным адекватно организовать производственный процесс и сбывать товар. Рыночная экономика работает по другим правилам. Ключевое значение имеет личная заинтересованность управленца в скорейшем развитии дела, - поясняет экономист. - У чиновника, пусть даже и на посту директора производства, такой заинтересованности обычно нет, потому что он знает, что если предприятие понесёт убытки, то их покроют за счёт дотаций из бюджета.
Кроме того, по словам эксперта, в условиях российского законодательства госпредприятиям, производящим подакцизную продукцию, работать крайне сложно. В материковой России, по информации Поспелова, не существует государственных предприятий, выпускающих алкогольную продукцию, поскольку в этой сфере существует очень много специфических нюансов.
- Если завод находится в государственной собственности, то все закупки ему приходится делать по 44 федеральному закону «О государственных закупках». Этот закон не позволяет просто взять и купить то, что необходимо для производственного процесса. Надо пройти определённую бюрократическую процедуру. Подготовить техзадание, дать банковские гарантии, конкурсную процедуру провести. Это время, это хлопоты и риски. Поставщики стараются не связываться с 44 ФЗ. Предпочтение отдаётся покупателям, готовым купить товар сразу. Соответственно лучшее сырьё достаётся частникам, а госпредприятиям приходится выкручиваться, - рассказал Поспелов. - В этом смысле приватизация развяжет руки заводу. Работать станет проще.
Сомнение по-прежнему вызывает лишь порядочность и деловая репутация тех, кто может стать собственником завода. Дать 100% гарантии того, что предприятие после приватизации начнёт приносить сверхприбыли и при этом не пожертвует качеством продукции, никто не может. В этом смысле приходится рассчитывать только на компетентность членов правительства Крыма и юристов, которые будут составлять договор.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.