И это - последний покой?

1 Март 2017 1002
За могилами предков никто не следит.
За могилами предков никто не следит.

Сотни тысяч смертей. Старики, дети, женщины. Всех без разбора уничтожали немцы, попав на благодатную крымскую землю. Одних убивали в своих же домах, других - в лесах и полях. Прошлась «коричневая чума» и по селу Шишкино в Сакском районе.

Каждый ушедший год, как ластик, стирает память о событиях времён Великой Оте­чественной войны в Сакском районе. В июле 1941 года, меньше чем через месяц после начала боевых действий, Гитлер подписал директиву. Согласно ей, полуостров должен был быть очищен от всех чужеземцев. Вместо них в Крыму должны были жить немцы. Приказ фюрера выполнялся беспрекословно, с немецкой педантичностью. Так, в одном только Сакском районе тогда было уничтожено 568 человек. 100 из них жили в селе Шишкино.
Эта небольшая часть полуострова ранее называлась Найдорф. В селе находился 39-й участок совхоза «Красный пахарь», в котором трудились еврейские переселенцы. В середине декабря 1941 года, почти через полгода после директивы Гитлера, в Найдорф приехали люди из подразделения СД на двух автомобилях. Немцы из респрессивно-карательного учреждения могли «решать» еврейский вопрос быстро и без промедлений. Именно так они и поступили. Еврейские семьи тут же выгнали из домов, посадили в грузовую машину и увезли. В 400 метрах от деревни их выстроили у окопа. А дальше стандартный сценарий военных лет… Всех еврейских жителей села Шишкино расстреляли.
- Боевые действия здесь не велись, только карательные батальоны работали. Они зашли и начали уничтожать население, - поясняет Сергей Синенький, командир поискового отряда.
Каратели из СД расстреляли 41 человека. Среди погибших были старики, десять человек, и тринадцать детей. В масштабах всего Советского Союза цифра может показаться микроскопической. Но за каждой смертью скрывается чья-то судьба, чьи-то горькие слёзы, пролитые у оврага в 400 метрах от бывшего села Найдорф. Каждую смерть мы должны помнить и чтить. Вычеркнув из памяти одного погибшего, мы потом также сотрём со скрижалей истории десятки, сотни, тысячи.
- Эти места священны, мы должны бережно к ним относиться. Но получается, что за мемориалами в городах мы ухаживаем, а эти памятники оставляем без внимания, - делится мнением командир поискового отряда.
Спустя 75 лет о событиях в селе Шишкино напоминает лишь почти разрушенное братское кладбище. В 1950 году односельчане поставили простой памятник. Автор его неизвестен, но он напоминал всем живущим о трагических событиях прошлого. Сама братская могила жертв фашистского террора находится на западной окраине села. В ней похоронено 100 человек.
Напоминание о трагической истории села Шишкино - четырёхгранный обелиск из оштукатуренного камня-ракушечника. Мемориального текста на нём нет. Конструкцию ещё при Украине отнесли к памятникам истории местного значения, сейчас это объект культурного значения. Однако за ним никто не следит.
В начале февраля 2017 года здесь побывали крымчане из поискового отряда «Азимут». Они ищут подобные объекты, фотографируют их, потом создают каталоги. В село Шишкино заехали, даже не зная о том, что здесь их ждёт.
- Таких заброшенных мест, к сожалению, много. Есть они в Ленинском и Красноперекопском районах, там особенно часто встречаются заброшенные кладбища и памятники. А ведь следить за ними очень просто. Достаточно детей из школ отправить на субботник. Они бы убрали весь мусор, побелили, почистили. Тогда такие объекты уже не выглядели бы такими заброшенными. Но в сельсоветах нам часто отвечают - денег нет. Дело ведь не в деньгах, а в желании, - говорит Сергей Синенький.
Командир поискового отряда надеется, что чиновники будут обращать внимание на объекты культурного наследия не на бумаге, а на деле. Захоронения без бутылок из-под пива и мусора, расчищенные от сорняков и зарослей - это наглядное доказательство того, что антивоенное воспитание молодёжи действительно проводится. Что в сельском Совете умеют беречь историю и делают всё для того, чтобы потомки помнили о страшном прошлом. Только так есть шанс избежать его повторения в будущем.

Разрушенное кладбище скоро может исчезнуть.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.