Первая диорама Севастополя

13 Декабрь 2014 673
У здания диорамы «Штурм Сапун-горы» в Севастополе - техника военных лет.
У здания диорамы «Штурм Сапун-горы» в Севастополе - техника военных лет.

За свою 96-летнюю историю «Крымская правда» писала о многом и многих - в статьях газеты отражалась история страны, полуострова, его жителей. Мы предлагаем вместе перелистать эти страницы прошлого, узнать, что изменилось. Если газета писала о вас, ваших близких, вашей работе, населённом пункте, расскажите об этом. Напишите, как изменилась жизнь сразу после публикации или через годы. Пишите по почтовому (295000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44) или электронному (istoriya@с-pravda.ru) адресу. Фотографии желательны.

Шестьдесят семь лет назад, 25 января 1947 года, «Красный Крым» (так тогда называлась «Крымская правда») рассказал о самой первой диораме, посвящённой освобождению Севастополя в 1944 году. «По решению правительства в городах-героях создаются художественные панорамы, призванные запечатлеть героическую борьбу наших войск с фашистскими захватчиками. Над панорамой, посвящённой освобождению Севастополя, работают художники Павел Соколов-Скаля и Андрей Плотнов. Сейчас они создают большую диораму «Штурм Севастополя», которая будет экспонироваться на Всесоюзной художественной выставке 1947 года. Диорама «Штурм Севастополя» изображает день 9 мая 1944 года. Зритель увидит исторический Малахов курган, который вновь, почти через сто лет после легендарной обороны города-крепости в 1854 году, стал центром событий. Диорама охватывает огромное пространство: мыс Херсонес, Северную бухту, город Севастополь и Южную бухту до Качи. На переднем плане - ожесточённая рукопашная схватка наших войск с остатками немецкого гарнизона. Город затянут дымом, охвачен огнём пожаров, по его улицам в беспорядке отступают немецкие войска, на рейде видны наши суда, обстреливающие прижатого к морю противника, и корабли немцев, пытающиеся выбраться из бухты. Используя классические традиции батальной живописи, художники стремятся достичь монументальности форм, они ставят своей задачей дать верное и точное изображение обстановки и действующих лиц. Размер диорамы 15 на 4 метра, она является частью грандиозной севастопольской панорамы 140 на 18 метров, для работы над этой панорамой будет сооружено специальное здание».
Огромная панорама «Штурм Севастополя» так и не была создана: вскоре после той всесоюзной выставки Андрей Плотнов уехал в творческую командировку в Среднюю Азию, а Павел Соколов-Скеля через некоторое время занялся восстановлением панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя», посвящённой героическим событиям Крымской войны 1854-55 годов. Да и в других городах-героях (в 1945-м говорили о четырёх - Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе) работы над воплощением в жизнь идеи создания панорам, посвящённых событиям Великой Отечественной, шли слабо: лишь в Сталинграде в 1948-м начали работать над эскизом, а о строительстве зданий для будущих полотен речь вообще не шла.
Зато Севастополь 4 ноября 1959-го стал первым среди городов-героев, в котором открылось здание с полотном, посвящённым событиям 1944-го. Это диорама (в отличие от панорамы, она не охватывает угол обзора на 360 градусов) «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». В 1958-м заслуженный деятель искусств РСФСР Пётр Мальцев написал большое батальное полотно «Штурм Сапун-горы». Оно получило высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвящённой 40-летию Советских Вооружённых Сил, и легло в основу диорамы. Вместе с Петром Мальцевым работали Георгий Марченко (он участвовал в создании панорамы и в Сталинграде) и Николай Присекин, военным консультантом был Герой Советского Союза Георгий Терновский. Сегодня диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944-го» - живописное полотно 5,5 на 25,5 метра и предметный план площадью 83 квадратных метра - является самой большой из диорам в мире. Фигуры людей - в натуральный рост, на предметном плане размещены подлинное оружие, обмундирование, снаряжение, фрагменты инженерных сооружений с поля боя, изображены подвиги реальных участников штурма - для передачи их портретного сходства использовались документальные фотографии, позирование самих героев или натурщиков со схожей внешностью. Диорама размещается в здании на самой высокой точке Сапун-горы, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Кстати, об открытии этой диорамы 55 лет назад тоже рассказывала «Крымская правда».
Наталья ПУПКОВА.
Фото автора.