Понаехали тут?

«Крым вернулся в родную гавань!» - сказал президент. Но не все поняли его слова

29 Ноябрь 2014 1305
Замена дорожного указателя под звуки оркестра. Уровень пафоса зашкаливает.
Замена дорожного указателя под звуки оркестра. Уровень пафоса зашкаливает.

Пробки в Симферополе. Машин стало заметно больше. И номера на многих авто не крымские. Цены на аренду жилья взлетели до небес. Снимают дорогое жильё тоже в основном не крымчане. Молодым семьям, студентам снять даже угол сейчас проблематично. Растут тарифы на коммунальные услуги. Растут цены на продукты и лекарства. Они должны догнать российские цены, что логично. Мы же теперь Россия, и всё у нас должно быть как в нашей родной стране.

Поток беженцев из Новороссии схлынул. Их разместили на материковой России. Но, наверное, у каждого из вас есть знакомые из Донецка, Луганска, которые теперь живут и работают в Крыму. Таксисты, парикмахеры, продавцы, студенты оттуда, из мест, где бомбят, где идёт война. Они бежали от бомбёжек сюда, в Крым. Но статус беженцев не получали, зацепились у родственников, снимают жильё, нашли работу, как-то легализовались. Или живут по миграционкам, каждые девяносто дней пересекают границу, чтобы продлить законность своего пребывания.
Крым им рад, готов помочь, обогреть, пожалеть, приютить? Увы, не всегда всё так благостно. Всякое бывает. Но в основном с этой категорией прибывших на гостеприимный полуостров местные проблем не имеют. Люди бежали, не по доброй воле бросив нажитое, оторвавшись от родных углов. Мы понимаем. И они понимают и принимают наше гостеприимство, наше сочувствие и то, что их беды мы воспринимаем, как наши общие.
С весны, после референдума, Крым накрыло культурной волной. Гастроли знаменитых театров, исполнителей, фестивали, выставки, даже мировые кинопремьеры - все у нас, все к нам.  Знакомые москвичи, приехавшие на один из фестивалей, поделились мотивацией своего визита. Они не собирались сюда именно сейчас, у них были другие планы, заранее составленные. Но им намекнули аккуратно, что те, которые не едут в «Крымнаш», демонстрируют своё несогласие с тем, что Крым - наш, то есть выступают против государственной политики. Практически саботируют. Вот как-то не захотелось деятелям культуры проявлять отсутствие лояльности к внутренней политике. Тем более что они полностью согласны с этой политикой, просто им некогда было, а такими категориями, как «протест», «саботаж», они и не мыслили. Отменили планы, поехали. А нам, местным, и вовсе не до их рефлексий, мы рады, что можем посмотреть, послушать, прикоснуться, приобщиться.
Не эти люди способствуют пробкам на дорогах, росту цен на жильё и даже формированию комплекса неполноценности у местных жителей. Другие. Не силовики, приехавшие укреплять ряды и сохранять порядок. Не предприниматели, быстро сориентировавшиеся и уверенно ведущие здесь торговлю, бизнес. Не банкиры, открывшие у нас свои представительства, заполняющие ниши ушедших на Украину банков.
И даже не чиновники, приставленные к нашим осваивать азы российского законодательства и помогающие в переходном периоде. А кто?
Почему в последнее время всплывает в сознании или в подсознании слово «конкистадоры»? Посмотрим, что говорят словари. «Конкистадор (архаизм конквистадор, исп. conquistador - завоеватель) - в период конца XV-XVI веков испанский или португальский завоеватель территорий Нового Света в эпоху колонизации Америки, участник конкисты - завоевания Америки».
Ну и при чём тут наш полуостров? Нас ведь не завоёвывали. Мы сами изо всех сил стремились и вернулись в родную гавань. Пятнадцатый век и наш, век высоких технологий. Кстати, о технологиях.
О том, что пережили, когда сменился оператор сотовой связи, даже вспоминать не хочется. Но пережили. Восстановили связи. Привыкшие получать пенсии, зарплаты, пособия на карточки, приноровившиеся вести расчёты через Интернет-банкинг снова оказались в очередях, длинных и мучительных. Пережили, преодолели, получили новые карточки новых банков, отмучились хотя бы в этих очередях. Хотя осталось много других.
За последние три месяца сменила три провайдера Интернета. Итог - уже четвёртый день сидим вообще без него, без Интернета. Как буду отправлять в редакцию эти заметки, неведомо. Голубиной почтой, может быть. Как в том веке, когда резвились конкистадоры.
 Да, при чём здесь они, завоеватели дальних земель? Много чего о них написано. Есть и такое. «Многие конкистадоры, как рядовые солдаты, так и командиры отрядов, были награждены впоследствии разного рода королевскими дарами вплоть до титулов и земель. Кроме того, за новопоселенцами были признаны поместья, в которых потомки конкистадоров жили почти независимыми владетелями, формально признавая власть вице-короля или генерал-капитана».
Вот, о наградах. В последнее время журналистское сообщество прямо-таки захлебнулось пеной, поднятой известием о том, что наградили разными наградами московских журналистов, освещавших «Крымскую весну».
А местных обнесли кусками пирога. И вообще, гнобят местных работников пера и клавиатуры, микрофона и телекамеры. Говорят им о низкой квалификации, пинками гонят из редакций и телекомпаний, набирают опять же пришлых, с материка.
Количество экскрементов, накиданных на вентилятор, зашкаливает. Нет, нам наград не надо, мы за идею. Нет, в нашей квалификации сомневаться не нужно, мы - профи. Нет, мы сами знаем, как и что освещать, и вообще, мы свои, нельзя нас упрекать в том, что перекрасились, подстроились и так далее.
Конечно же, уж кто-кто, а журналисты сумеют доказать недоказуемое и впихнуть невпихуемое. Тут не поспоришь. Особенно, когда речь идёт о патриотизме и преданности. Наивный вопрос коллеги, заданный во время обсуждения в соцсетях этих вопросов, потонул в гуле взаимных обвинений. А спросил коллега лишь о том, исчерпывается ли «Крымская весна» только двумя месяцами непосредственно весны? Ведь некоторые СМИ этот день приближали как могли годами. А другие и непосредственно в разгар событий сидели, поджав хвост, выжидали, чтобы потом уже с гордо поднятой головой выйти на баррикады в рядах победителей. Заметьте, им пофиг было, кто победит. Главное - вовремя оказаться в нужном месте.  Были ли идейные по ту сторону баррикад? Наверное, были. И не все стали перекрашиваться, слились на Украину. Пусть будет им там счастье.
Нашей газете в эти разборки втягиваться некогда. Мы как раз из тех, которые годами приближали, боролись, отражая мнения крымчан. И сейчас не до того, кого наградили, кого забыли.
Но вот уже появляются намёки, пока глухие, но ощутимые, о том, что недостаточно патриотичны, смеем критиковать, возмущаемся, не то и не так освещаем. Видите ли, Отечество в опасности, а мы какие-то недостатки выискиваем, чуть ли не пятая колонна, ты ж понимаешь.
Господа, для журналистов физиологично замечать недостатки, критиковать, отражать мнение своих читателей. А что касается патриотизма, так не нужно путать Отечество и «ваше сиятельство». Тем более что чиновник вовсе не сиятельство. И уж точно не Оте­чество.
Это касается и тех, кто в нынешней местной власти остался от прежней, и тех, кто приехал на полуостров с материка. Мы надеемся, что приехали работать, созидать, а не ловить рыбку в мутной пока ещё воде.
Дались нам эти конкистадоры! Но вот ещё немного о них.
В исторической и художественной литературе сложились две диаметрально противоположные точки зрения на конкистадоров. Первая обеляет их образ, причём солдат в данном случае показывается носителем христианского миропонимания и достаточно обученным миссионером; также он просвещает «дикие» народы, знакомя их с достижениями европейской цивилизации. Одно время даже существовала позиция неприятия человеческой сущности местного населения. Вторая точка зрения, напротив, считает конкистадоров алчными мясниками, способными только на убийства и грабежи. Ни та, ни другая точка зрения не отличаются объективностью, хотя существуют аргументы в пользу обеих, так как среди массы людей, бросившихся на освоение новых земель, были самые разные типы: и банальные грабители, и настоящие христиане, и искренние альтруисты.
Да уж, и романтиков, и альтруистов мы навидались. Как минимум три человека с материка рассказывали мне, что они пили кофе со Стрелковым в симферопольском кафе непосредственно перед референдумом. И, конечно, советовали ему, как лучше этот референдум организовать и провести. Знаю тех, кто непосредственно лично руководил водружением российского флага над Совмином. Их тоже несколько. Конечно, не местных. Что эти местные вообще могут? А уж сколько советников было у Аксёнова во время нашей весны! Ничего, что он сам не знает никого из них в лицо и по фамилии. Поди проверь.
Это нормально. Людям хочется приобщиться к истории, людям хочется признания и причастности. Они, наверное, сами верят в свою значимость и в правдивость того, что говорят. Но не будем все уподобляться этим фрикам.
Реальных проблем хватает. Снова обнаружили спрятанную гуманитарную помощь в гаражах республиканской больницы им. Семашко. В конце октября после проведения внеплановой проверки этой больницы Сергей Аксёнов «настоятельно рекомендовал» уволить главврача медучреждения. А состояние дел в больнице глава республики охарактеризовал как «тихий ужас». На каждом совещании в Совмине глава республики даёт конкретные указания по наведению порядка. «Тихий ужас» продолжается.
Очень важные проблемы решает наша власть. Правда, важные. Жизненно важные. Но среди телодвижений чиновников есть и такие, без которых можно обойтись, или хотя бы отложить. Или хотя бы проводить не с такой помпой. Например, смена дорожных указателей. Теперь они на русском языке, а не на украинском. Нужное дело, давно назрело. Но зачем столько пафоса?
Или вот переименования те­атров. Нет теперь русского, нет украинского. Все - крымские.
А крымскотатарский остался с прежним этническим обозначением. Этим приподняли один народ над всеми остальными или, наоборот, опустили? Не понять.
Вот ещё решают вопрос: есть ли украинский язык вообще или следует его именовать малороссийским? Ну все проблемы решили у себя, теперь давайте уподобляться Киеву и решать вот такие важные этнические вопросы.
И ещё обижаемся, что материковые люди к нам относятся, как к детям малым, несмышлёным. Мы же сами им не выдали рекомендаций по обращению с нами. Не объяснили, что раньше мы говорили «поехать на Украину», хоть и были в составе этой страны. А сейчас говорим «поехать в Россию», хотя и находимся в ней, в России. Ну вот такие они, крымчане эти. Интересное у них сознание, практически островное. И если президент сказал: «Крым вернулся в родную гавань», то это и значит, что вернулся. Домой. Не нахлебником, не бедным родственником, не покорённым дикарём. Равным среди равных.
Мы не дикие народы, которых нужно просвещать. И среди вас не все романтики и альтруисты. Давайте как-то уживаться.

Наталья АСТАХОВА.