Один день в Научном

Сегодня в 14:43 96
Фото автора.

Окончание. Начало в №123 за 23 июля 2025 г.

На одной волне

Такое отношение к астрономии было не только внутри самого посёлка, но и вокруг него. Когда в 1960 году начал работать Бахчисарайский цементный завод, академик Северный позвонил его директору, и попросил поставить фильтры на печи обжига известняка. Мельчайшие частицы горной породы поднимались в атмосферу и создавали помехи для телескопов. Академика услышали, все пожелания были учтены.

В местной школе учились дети научных сотрудников. И хотя их родители в ней не преподавали, они вели всевозможные кружки и секции, в основном по тем точным предметам, которые сами хорошо знали. Поэтому процент поступления выпускников на физфак и матфак МГУ, МФТИ и прочих» столичных вузов здесь был самым высоким в Крыму. Особых слов заслуживает творческая атмосфера посёлка. Его основали сотрудники Пулковской обсерватории. Ленинградская и московская интеллигенция и заложили здешние традиции творческих встреч.

- Вот в этом зале гостиницы частыми гостями были Андрей Вознесенский, поэт Владимир Орлов, в посёлке однажды побывал Булат Окуджава, - говорит Ирина Андреева. - Десятки выдаю­щихся деятелей советской культуры стремились приобщиться к этому кругу людей и почитали за честь выступить перед учёными Крымской обсерватории.

Ветер земных перемен

Полностью автономный, Научный оставался закрытым от внешнего мира вплоть до начала 2000-х. Вход на территорию был только по пропускам.

- В то время на проходной посёлка нередко можно было найти такие записки, вывешенные на доске объявлений: «Отъезжающим на Большую Землю просьба привезти…».
И далее следовал список. «Большой Землёй» у нас называли Симферополь и Бахчисарай. Отношения между учёными, их родными, были очень тёплыми и доверительными. Можно сказать, все жили одной большой и дружной семьёй, - вспоминает Ирина.

В это время мне довелось побывать в Научном, и он поразил меня своей чистотой и нетронутостью. Дома, лавочки, урны, квартироуказатели, даже приборы в столовой - всё-всё здесь сохранилось ровно таким, как в момент создания посёлка. Это было какое-то путешествие во времени к 1945 году. Казалось, сейчас выйдет главная героиня фильма «Весна» - профессор Никитина и строгим голосом спросит: «В чём дело? Почему вы пропускаете посторонних в лабораторию?».

Сегодня многое здесь изменилось, и дело даже не в формальных приметах времени. Кондиционеры на фасадах, спутниковые тарелки, пластиковые окна, китайские двери и цветная плитка тротуаров, конечно, всё это неотвратимые приметы цивилизации, против которых глупо и бессмысленно протестовать. Было бы наивно полагать, что затерянный между звёзд и земных проблем посёлок таким и сохранится через 80 лет. Но вот вокруг домов академиков выросли заборы, которых здесь отродясь не было. Теперь в них другие хозяева. Не учёные и даже не их потомки. Пока я блуждаю по улочкам, мимо несколько раз проносится парочка сумасшедших мотоциклис­тов, разрывая тишину рёвом моторов. Никакого пиетета перед наукой, точно не дети научных сотрудников. Ближе к вечеру вообще появляется компания байкеров. Что они здесь забыли? К выходным приезжают большие, шумные компании, смех, веселье - всё понятно, люди выбрались отдыхать.

В наши дни посёлок Научный живёт сам по себе, управляемый муниципалитетом, а обсерватория существует отдельно. Чтобы не допустить транспорт в обсерваторию, телескопы отгородились шлагбаумами. Их здесь, как шишек в лесу. И, да, посёлок уверенно дрейфует в сторону горного курорта, что совершенно не радует астрономов. Природа и в самом деле великолепная, «Крымская Швейцария» - так теперь называют это место. Только за последние годы вокруг выросло уже три отель­ных релакс-комплекса, а звёздная история только добавляет им астрономический ценник.

А как же наука? Сегодня в обсерватории трудится 78 астрономов, включая 15 докторов и 30 кандидатов наук. Всего здесь более 300 сотрудников. Учёные продолжают астрофизические, астромет­рические и геодинамические исследования в широком спектральном интервале электромагнитного излучения - от жёстких гамма-квантов до метровых радиоволн. Изучают самые разные тела во Вселенной, будь то космический мусор, искусственные спутники Земли или внегалактические объекты. И кажется, время для этих людей не показатель возраста, а только физическая величина в масштабах звёзд.

Справка

Крымская астрофизическая обсерватория сего­дня остаётся одной из крупнейших на постсоветском пространстве. Здесь работает более 20 телескопов. Вес линзы зеркального телескопа Шайна составляет четыре тонны, он - гигант среди европейских аналогов. За время работы КрАО открыто свыше 1500 небесных тел: астероидов, переменных звёзд и комет. Астрономы Крыма первыми в мире обнаружили вулканы на Луне, описали явление пульсации Солнца.

Сергей ВИННИК.