Война глазами поэта

День Великой Победы в доме-музее поэта-воина Ильи Сельвинского отметили обновлённой экспозицией зала «Я это видел!», посвящённой участию нашего знаменитого земляка в освобождении родного Крыма от немецко-фашистских захватчиков.
Открывая вернисаж, заведующая отделом культурно-просветительной работы Центрального музея Тавриды Ирина Козлова отметила:
- Каждая новая выставка - это открытие новой страницы, невозможное без пересмотра подходов к уже известным фактам. Коллектив музея сделал это творчески. Илья Львович и как поэт, и как личность не уходит из современной жизни.
Военную биографию поэта напомнили заведующая домом-музеем Марина Гаврилюк и методист по музейно-образовательной деятельности Анна Пронина. Слушателям легко было представить поэта в кавалерийских атаках, в высадке с матросским десантом на керченский берег. Мысленно оказаться рядом с ним около Багеровского рва, куда оккупанты сбрасывали расстрелянных мирных жителей. И вспомнить его стихотворение «Я это видел!», от слов которого на глаза набегают слёзы: «Из этого рва поднимается горе. Горе без берегов… Ров... Поэмой ли скажешь о нём? Семь тысяч трупов. Семиты... Славяне... Да! Об этом нельзя словами. Огнём! Только огнём!».
Понимаем его чувства, вчитываясь в написанные с гордостью слова на пожелтевшем листке письма супруге, написанном 9 мая 1945 года: «...я еду с генералом В. принимать дивизию, которая сдалась на капитуляцию. Понимаешь? 350000 сдаются на нашем фронте». В маленьком латышском городке Кандава он, дав волю чувствам, сорвал с рукава пленного противника бронзовый знак с изображением «покорённого» Крыма. Его дивизия в начале войны бесчинствовала на земле, где родился поэт.
Новая экспозиция зала выстроена по канве военной биографии Ильи Сельвинского: Крым в 1941-1942 гг., начало пути военкора, Аджимушкай, Багеровский ров, Прибалтика и окончание войны.
Авторы экспозиции сделали акцент на самых пронзительных и волнующих эпизодах военных лет. Особый эмоциональный отклик вызывают стихотворные строки поэта, выдержки из его дневниковых записей и писем: зал как бы «разговаривает» с посетителями взволнованным голосом Сельвинского.
Документальная экспозиция дополнена гравюрами крымской художницы Анны Павленко, признавшейся, что после знакомства с творчеством Сельвинского тема Великой Отечественной войны стала важной частью её творчества.