Ещё Врангель хотел сделать тоннель

История родного полуострова - это то, что часто лень изучать. Мы тут живём, да потом когда-нибудь книгу прочитаю или фильм посмотрю. Вот и получается, что туристы знают о Крыме больше, чем многие местные жители. Мы решили закрыть частичные пробелы в знаниях и отправились на посиделку с загадочным названием Pantostat от «Архитектуры Севастополя».
Виноват вредитель
Такие мероприятия в закрытом помещении особенно актуальны в «мороз и солнце, день чудесный». Когда на улице можешь находиться лишь пару минут, так хорошо сесть в небольшой кофейне, заказать себе тёплый чай и слушать о науке и технике в истории Севастополя. Здесь показывают первые фотоснимки и кинотеатры, первый паровоз и морской аквариум, храбрых авиаторов и водолазов. Конечно, всё это происходило 100-150 лет назад, от того ещё любопытнее.
Начинается рассказ с доков, которые были построены недалеко от современной остановки «Матрос Кошка», в Севастополе. Оказывается, даже была создана специальная насыпь, довольно внушительная по размерам. Потом грунт убрали, так что после нынешнего филиала МГУ в Севастополе, а ранее Лазаревских казарм, можно только увидеть обрыв.
Доки решили сделать не просто так. В солёной воде свирепствовал своего рода червь, который буквально выедал обшивку кораблей. Крайне неприятный, на самом деле, моллюск доставлял много хлопот. А вот в пресной воде он быстро погибал. Так и возникло решение сделать доки. Но вот задача - откуда брать столько пресной воды?
Ответ пришёл сам собой - из реки Чёрной. Для этого были построены в том числе акведуки, да и в целом внушительная по тем временам система. Её протяжённость составила 19 километров. Большая часть, к сожалению, позже была уничтожена во время строительства железной дороги.
«Между Чёрной речкой и позициями французов на Федюхиных горах проходил водопровод, раньше, до осады Севастополя, питавший доки. Глубина воды в нём доходила до восьми футов (почти 2,5 метра), так что вброд он был непроходим, - описывает эту местность Сергеев-Ценский в своём романе «Севастопольская страда». - Перейдя по Трактирному мосту на другой берег, лёгкая батарея ринулась было на перекидные мостики, вслед за пехотой, но мостики эти оказались слишком ажурными, да и не могли быть иными. Выдерживая людей, они ломались под лошадьми и орудиями, под упряжками зарядных ящиков. Обрушиваясь в канал, лошади визжали и бились, стараясь выбраться из воды, и напрасно колотя передними копытами в отвесный берег канала».
Типичное животное - верблюд
Отдельные интересные страницы истории Севастополя - те, кто его фотографировал или рисовал. Ведь благодаря этим людям мы можем увидеть, как выглядел город в прошлом. Например, художник Уильям Симпсон родился в 1823 году в крупном шотландском городе Глазго, а позже получил прозвище «Крымский». Всё потому, что он удивительно точно и красиво рисовал полуостров.
«Слава пришла к мастеру после поездки в центр военных действий в Крыму. Видя воочию то, что происходило на полях сражений, талантливый художник создал большую серию картин, выпущенных позже в виде альбома. Этот альбом обрёл такую популярность, что Ульям Симпсон получил прозвище Крымского», - так рассказывают о нём в одном из описаний его жизни.
Художник затруднялся делать зарисовки без натуры, поэтому в 1854 году он отправился на место сражений. В итоге он провёл в Крыму около года, рисовал не только баталии, но и бытовые моменты. Он же создал прекрасные картины с видами на Байдарскую долину, Херсонесский маяк, дворец Воронцова, мысы Айя и Фиолент, дорогу от Балаклавы к Севастополю и другие достопримечательности Крыма.
Роджер Фентон - ещё один важный участник Крымской войны. Он был фотографом и сделал снимки, которые до сих пор люди рассматривают с большим интересом. Кстати, у некоторых снимков есть любопытная история. Например, он снял солдат 47-го пехотного полка в зимней одежде. Фотограф специально попросил солдат попозировать в зимней одежде, но… зимняя одежда на всех прибыла только в январе. Зимой солдаты испытывали дефицит шуб.
Один из кадров Роджера Фентона. Фото автора.
Фентон сделал фото и человека, который сидит верхом на верблюде. В 1856 году в Крыму это были типичные животные. Встретить их можно было много где, к экзотическим их точно не относили. У крымских татар верблюды повсеместно использовались в том числе для ведения хозяйства.
Немного техники
Удалось узнать больше и о первой в истории железной дороге на паровой тяге. Её построили в Севастополе англичане, проложив 22,5 км рельсов. Везли они их из Великобритании. Одно из ответвлений доходило даже до горы Гасфорта, под Севастополем. Но как только Крымская война окончилась, рачительные англичане разобрали железную дорогу и увезли её к себе на родину.
Несколько слов было сказано и о севастопольском трамвае. Транспорт этот был чрезвычайно популярен в своё время. Например, в первый день работы в нём прокатились 6 тыс. человек, при том, что всего в Севастополе проживало около 40 тыс. граждан.
Были планы расширить ветку, чтобы на трамвае можно было доехать в Инкерман, однако эти планы не осуществились. Кстати, барон Врангель думал о том, чтобы прорыть тоннель от современной остановки «Матрос Кошка» примерно до Графской пристани и Артиллерийской бухты.
А вот что такое «Пантостат», узнать удалось не сразу. Оказывается, такое приспособление было в Институте физических методов лечения, который теперь все знают как Дворец пионеров. Устройство нужно было для электролечения (воздействие постоянным и фарадическим токами, электроакустика), а также для вибрационного массажа.