Добровести разных лет

10 Сентябрь 2024 538
Стихотворение освободителя освобождённому.
Стихотворение освободителя освобождённому. Фото автора.

«Не ждите чудес от жизни. Начинайте создавать их сами» - совет оптимистов на все времена. Особенно в трудные, когда, кажется, что помочь может только чудо, но рядом находятся люди, животные, природа, создающие это чудо, согревающие мудростью, теплом и дарящие улыбку, надежду, веру, любовь… А ещё дарящие добровести - слова, заметки, кадры, способные усиливать и надежду, и веру, порождать новые чудеса, звать к новым свершениям, трудовым, боевым, созидательным, жизненным. Так было, есть и будет всегда, за ночной тьмой обязательно следует утренний рассвет. И восемь десятилетий назад, когда наш Советский Союз вёл священную битву с фашизмом, люди также сами создавали чудеса, творили добровести, делами, поступками, жизнью. Удачная атака на фронте и тыловое созидание, успех народных мстителей и свет в глазах выживающих в оккупации, сообщение о том, добровесть в «Красном Крыму», четвертушке нынешнего размера газеты. Мы продолжаем перелистывать архивные страницы издания, родившегося в далёком 1918-м, узнавать-вспоминать, какие добровести-чудеса создавали тогда старшие поколения. Чудеса 1944-го - года первой Крымской весны, освобождения от фашистов.

В трудностях - выстоять

Это миссия, залог будущего в нашей стране, какое бы имя она ни носила, - Русь, Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация, какую бы площадь ни занимала. Выстоять, суметь, не сломаться, преодолеть, победить, создать… Этими стремления­ми наполнялась не только жизнь молодого, с Великой Октябрьской революции 1917 года, пролетарского государства, но и жизнь нашей газеты, что появилась вскоре, в феврале 1918-го, «Таврическая правда», стараниями редакторов-коррес­пондентов Натальи Александ­ровой, Ориона Алексакиса, Владимира Басенко, Юрия Гавена, Владислава Кобылянского, Антона Слуцкого, Дмитрия Ульянова, Виктора Шаталова и Георгия Яковенко. Выстаивала тогда, в первые месяцы становления, в разразившуюся Гражданскую войну, когда власть переходила из рук в руки, но опять же несколько месяцев удавалось издавать газету, уже «Таврический (Крымский) коммунист» редактора Семёна Мирного в 1919-м. В ноябре 1920-го, когда установилась на полуострове Советская власть, появился «Красный Крым», вначале Юрия Гавена, Матвея Мартолина, Павла Новицкого, Дмитрия Ульянова и Якова Френкеля. В последующие годы развития страны, тяжкого, натужного, но верного; в годы становления и репрессий, когда одинаково легко поднимали «на щит» и ставили «к стенке», коллектив и редактора менялись очень часто, порой, по несколько в год… Но и тогда выстояли, газета, полуостров, страна.

И в Великую Отечественную «Красный Крым» сражался, творил чудеса для Победы вместе со всей страной, выстоял, ни на миг не прекращая выходить. Меньшим тиражом, меньшим коллективом, но мощно, под бомбёжками и обстрелами пройдя боевой путь: 1941-й Симферополь, ноябрь 1941-й - апрель 1942-й Севастополь, Керчь, тогда наш Михаил Муцит погиб. Потом эвакуация на Кавказ, Краснодар, Сочи, последним тогда транспортом Березина», с вновь почти оккупированного врагом Керченского берега. Редактором тогда был Евгений Степанов, а когда в августе 1943-го он оказался в Крыму, комиссар партизанской бригады, то номера «Красного Крыма» готовил, подписывал в печать заместитель редактора Абрам Райчук. Коллектив тогда был крохотный, из местных, уехавших с 1941-го почти никого не осталось, но работали, читатели ждали газету. И на оккупированный врагом полуостров номера порой доставляли отважные лётчики, в партизанские лесные отряды, от них - подпольщикам в городах и сёлах, на стенах зданий листовками четвертушки газетные оказывались, читали украдкой жители. А здесь, в оккупации, наши коллеги, ставшие партизанами и подпольщиками, выпускали иные газеты, две странички боевых листков, порой жизнями платя за свою работу. «Крымский партизан» Георгия Кокушинского и Ефима Певзнера из Бахчисарайского отряда, в том отряде и в Симферопольском и наши Исай Блох, Иван Сухиненко - навеки. «Крымская правда» Михаила Соханя и Андрея Казанцева, подпольщиков Южнобережья, партизан 10-го Ялтинского отряда. «За Советский Крым» Евгения Степанова, Эммануила Грабовецкого, Всеволода (Сергея) Лаганбашева и Александра Стогния из 1-й бригады Северного соединения…

С января 1952-го, когда редактором был Михаил Курьянов, газета называется «Крымская правда», как и та, в оккупации издававшаяся, и остаётся верной традициям более чем вековой давности, верной читателям и Родине. И добровестям верной: хоть нечасто получалось, но всегда старались и стараемся их публиковать, чтобы поддерживали, ободряли, помогали созидать. А в Великую Отечественную добровестей с каждым разом, особенно с 1943-го, с нашего первого парада Победы в Сталинграде, с успехов под Прохоровкой, на Курской дуге, становилось больше. И был в ноябре 1943-го Керченско-Эльтигенский десант, штурм Перекопа, форсирование Сиваша, шаг за шагом приближалась Крымская весна 44-го. Решение о ней, наступательной, ставка верховного главнокомандования во главе с Иосифом Сталиным приняла 16 марта 1944-го: вклиниваться во вражескую оборону должны были с суши силы 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина, 19-го отдельного танкового корпуса Ивана Васильева (после его ранения - Ивана Поцелуева); армий - 51-й Якова Крейзера (когда в Керченско-Эльтигенском десанте плацдармы занимали - Алексея Первушина), 2-й гвардейской Георгия Захарова, Отдельной Приморской Андрея Ерёменко (ранее 56-й, в десанте - Ивана Петрова, в боях за Севастополь, когда армия стала частью фронта - Кондрата Мельника); с неба - 4-й Константина Вершинина и 8-й Тимофея Хрюкина, воздушных, а с моря - Черноморского флота Филиппа Октябрьского, Азовской военной флотилии Сергея Горшкова, Керченской военно-морской базы Владимира Рутковского, а координировал всё представитель ставки Александр Василевский. Здесь, на оккупированной тогда земле, продолжали борьбу подпольщики и партизаны, три соединения народных мстителей сложилось к 1944-му, Северное Павла Ямпольского, Восточное Владимира Кузнецова, Южное Михаила Македонского.

Возрождение

Друг «Крымской правды», фронтовик, один из освободителей полуострова Азат Григорян рассказывал, что наступление должно было начаться 27 марта, но вмешалась непогода, со снегопадом сильнейшим, морозами, превратившими дороги и море в непроходимые, а небо - нелётное. Но лишь немного прояснилось к 8 апреля, и началось наше, советское, наступление. И с севера полуострова тогда метр за метром двигалась на Симферополь редакционная полуторка «Красного Крыма», увы, мы не знаем имена тех, кто был в её кузове вместе с замредактора Абрамом Райчуком, кто-то из корреспондентов из Сочи, машинистка-наборщица, печатник-линотипист, может, двое… Женщинам наверное дали место в кабине рядом с шофёром, а в кузове рядом с газетчиками размес­тились ящики с патронами, чтобы мес­то не терять, а литеры набора, печатную машинку и немного бумаги и краску, валик, журналистское богатство везли на коленях, выпуская ежедневно по номеру, с добровестями об освобождении всё новых мест, о боях и возвращении. Те «дорожные» номера, увы, не сохранились, но остались несколько десятков выпущенных в эвакуации, чудом сбрежённых для будущего - раритетная бордовая папка «Красного Крыма», что мы позже передали в Государственный архив республики. Они сохранились, как и последующие номера, вначале малым тиражом выходившие с 14 апреля 1944-го, вновь в Симферополе.

«Постепенно опять собиралась наша журналистская семья, - вспоминал Евгений Степанов. - Начался период восстановления Родины, Крыма, создания новой жизни. Но уже не было среди нас многих….» И на полуострове, в стране уже многих не было - грустные вести, памяти товарищей, акты немецких злодеяний газета публиковала почти каждый день. Это - непроходящая боль. Но была тогда и долгожданная радость. В номере за 14 апреля, первом, в освобождённом накануне Симферополе - приказы верховного главнокомандующего Иосифа Сталина войскам, освобождающим Крым, о присвоении воинским частям почётных наименований - «Перекопская», «Сивашская», «Симферопольская», «Керченская»… А в иных - сообщение, что Крымский обком партии постановил «вручить партизанской бригаде, которой командует тов. Ф. (Фёдор Федоренко), Красное знамя как лучшей партизанской бригаде Крыма», передовица «Красная Армия освободила большую часть Крыма от немецко-фашистских захватчиков, скоро вся крымская земля будет очищена от гитлеровских захватчиков, в бухты Севастополя зайдут советские корабли, начнётся созидательный труд, жемчужина Советского Союза - Крым возродится». «Здравствуй, земля наша - солнечный Крым! Здравствуй, страдалец наш!», - писал в газету Вениамин Гоффеншефер. А рядом со стихотворением «председатель исполкома горсовета Филиппов и замсекретаря Ткаченко призывают всех граждан города, работающих на предприятиях в Симферополе, 17 апреля явиться на работу на свои предприятия». Многие из этих предприятий были разрушены, разграблены, но их восстанавливали, работая без выходных. «Сейчас мы должны отдать все свои силы и знания общему делу - быстрее залечить раны войны». Подробности, как залечивали, возрождали по всему полуострову - в следующих выпусках рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.