Что такое кадастровый паспорт?
Некоторые люди весьма легкомысленно относятся к разного рода документам, и это становится источником проблем. Одна из наших подписчиц столкнулась с трудностями при вступлении в наследство. Оказалось, что у дома, в котором жила родственница, и земельного участка под ним нет кадастрового паспорта. Без него не оформить право собственности. В связи с этим читательница попросила разъяснить, что такое кадастровый паспорт и как его получить.
Сразу скажем, сам термин «кадастровый паспорт» уже неактуален. В 2017 году была проведена реформа, призванная упростить документооборот и сделать его более прозрачным. В результате, Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) объединили в ЕГРН. Свидетельства о госрегистрации имущественного права и кадаст-
ровые паспорта заменили на выписку из ЕГРН.
В этой выписке указывается вид и назначение объекта, его месторасположение, кадастровый номер и дата его присвоения и кадастровая стоимость. Также в зависимости от типа имущества там могут быть указаны и другие важные его характеристики, например, поэтажный план квартиры, её площадь, данные о строительных материалах и несущих конструкциях дома.
Кадастровый паспорт (а ныне выписка из ЕГРН) удостоверяет, что информация о недвижимом имуществе внесена в общегосударственный реестр. Теоретически, если вы не планируете совершать каких-либо операций с имуществом, она вам не нужна. Но на практике всегда настаёт момент, когда без этого документа не обойтись. Он нужен для совершения сделок по покупке, продаже, дарению имущества, передаче его в залог, наследованию, сдаче в аренду, получению страховки в случае ущерба или порчи имущества. В судебных тяжбах, связанных с недвижимостью, без него тоже никак.
Так как такого документа, как «кадастровый паспорт», теперь нет, то заказывать его нет смысла. В случае нашей читательницы землю и дом надо поставить на кадастровый учёт. Как только это будет сделано, данные об объекте появятся в базе и их можно будет запросить в формате выписки.
В ЕГРН недвижимое имущество вносит Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в Крыму этим занимается Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру (Госкомрегистр).
Для того чтобы поставить имущество на учёт, нашей подписчице надо сделать технический план дома и межевой план земли. Составляют их кадастровые инженеры. Специалист обязательно должен иметь действующий квалификационный аттестат и состоять в саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО КИ). Стоимость этой услуги не маленькая и в зависимости от объёма работ может колебаться от 10 до 40 тысяч рублей.
Кроме технического и межевого планов, понадобится предоставить паспорт заявителя (или нотариальную доверенность, если действует его представитель), а также правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, долевого участия, свидетельство о получении наследства).
Также понадобится внести госпошлину - 2 тысячи рублей. Подать документы можно при личном визите в МФЦ или онлайн на сайте Госуслуг.