Сто лет без Владимира Ильича Ленина

19 Январь 2024 2546
Его называют вождём мирового пролетариата.
Его называют вождём мирового пролетариата. Фото автора.

Так уж сложилось, что история нашей страны, какое бы имя она ни носила и какую бы площадь ни занимала, часто измеряется эпохами вождей - событиями, датами, поражениями и свершениями, связанными с теми, кто в тот момент был у влас­ти, кто взял на себя смелость, ответственность за происходящее, за будущее. Сто лет назад, 21 января 1924-го, в подмос­ковных Горках окончилась эпоха Владимира Ильича Ленина.

Это была короткая эпоха его ответственности, всего чуть более шести лет, да и то последнее время, увы, формально, но глобальная пора, яркая, трагическая и созидательная не только для территории державы, но и для всего мира, где многие поверили в идеи, погубившие Российскую империю и родившие Советскую Россию, Советский Союз. Одни у нас считают Владимира Ильича злым гением, по вине которого свершилась Октябрьская революция, уничтожившая миллионы людей в Гражданской войне. Для других он - добрый спасатель, подаривший простым труженикам возможность развиваться на просторах первого в мире социалистического государства. В любом случае - это личность нашей истории, великая личность. Человек, чьё имя носит малая планета Владилена, открытая крымским астрономом Сергеем Белявским, и ещё тысячи объектов по стране, в мире. Наверное, не его вина, что не смогли мы в итоге удержать тот социализм, когда от каждого по возможности и каждому - по потребности, и до коммунизма так и не дошли, стремились, но… Ленинская, человеческая, эпоха, окончилась сто лет назад, а эпоха его идей продолжалась для страны ещё почти 70 лет; да и сейчас, в общем-то, не устарели мысли о всеобщем равенстве, об «укреплении союза рабочих и крестьян, укреплении союза республик»… Может быть, когда-нибудь наша держава сможет всё же осуществить те идеи, Ленинские заветы, построить желанный коммунизм, всеобщее равенство, братство и счастье…

Когда Владимира Ильича не стало в Подмосковье, соратники его не торопились с печальной миссией, тело доставили в Москву на траурном поезде, на руках пронесли, гроб установили в Колонном зале Дома Союзов, чтобы как можно больше людей могли проститься с вождём. Чуть позже возникла идея бальзамирования и Мавзолея, хотя родные ушедшего и были против, напоминая, что и сам он не поддерживал такого культа. Но свершилось, ведь народ просил «не зарывать в землю, не скрывать с наших глаз», и каждый день с тех пор огромные (сейчас они поменьше) очереди, соотечественников, иностранцев, выстраивались к Мавзолею, чтобы просто взглянуть на того, кто решился изменить мир в 1917-м. Уже в наши дни не стихают споры о необходимости такой «памяти», о том, что не по-христиански с ушедшим обошлись, земле не предали. Быть может… Владимир Ильич крещён был в младенчестве, и, как бы, под эгидой прощания с прошлым ни боролись пос­ле революции с религией, свеча на помин ему была бы нелишней... Это просто история нашей страны, которую надо знать, помнить, уважать, учиться у минувшего ради будущего. Один из этапов развития державы, что физически окончился в 1924-м, с уходом вождя мирового пролетариата. Помним. О том, что писала о вожде наша газета в советское время - на 3-й странице.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.