«Евразийский мост» нерушим и надёжен

Вчера в 21:57 139
Крымчане с программным директором Ниной Кочеляевой (третья слева) и режиссёром Виктором Тихомировым (второй справа). Фото Юлии Никонюк.
Крымчане с программным директором Ниной Кочеляевой (третья слева) и режиссёром Виктором Тихомировым (второй справа). Фото Юлии Никонюк.

Задуманный народным артистом России Никитой Михалковым и поддержанный руководством республики, Министерствами культуры РФ и Крыма, Союзом кинематографистов России кинофестиваль порадовал жителей и гостей Ялты уже восьмой раз.

В этом году любители экранного искусства посмотрели восемь игровых и столько же документальных фильмов кинематографистов России, Индии, Тайваня, США, Китая, Испании, Сербии, Ирана, Турции и Италии.

А также ретроспективные программы. Одна была посвящена 225-летию Александра Сергеевича Пушкина и состоя­ла из экранизаций его произведений, вторая познакомила с работами ставших знаменитыми воспитанников ВГИКа. На внеконкурсных спецпоказах игровых и документальных фильмов были представлены три российские картины, болгарская и турецкая. 

Обращаясь к участникам и зрителям на торжественном открытии кинофорума, Никита Михалков, отметив его значение для развития российского и мирового кинематографа, поделился новой задумкой: 

- Гордясь и радуясь, что в это тяжёлое для нас всех время кинофестиваль на родине российского кинематографа живёт и развивается, мы прокладываем новую дорогу, создавая Евразийскую академию и Евразийскую премию «Бриллиантовая бабочка». Начало этому положил «Евразийский мост», родившийся в священном для кинематографистов месте.

Новая инициатива Никиты Сергеевича с энтузиазмом воспринята его коллегами, понимающими, что назрела необходимость в альтернативной Американской академии кинематографических искусств и наук награде - «Оскаре», с нынешним её политическим, а не художественным уклоном. 

- Мы сможем, имея свои принципы, свои желания, защиту своих интересов, своей корневой системы, дать возможность понять, что есть кинематограф не только Голливудский, - подчеркнул Никита Сергеевич. - Есть кинематограф величайшего евразийского пространства - с величайшей культурой, с величайшей историей, с величайшими религиозными пониманиями сущности жизни человека.

Крымчане и гости полуострова имеют возможность благодаря «Евразийскому мос­ту» находиться, можно сказать, внутри этого евразийского пространства, первыми знакомясь и оценивая достижения кинематографистов разных стран, встречаясь не только на экране, но и в жизни с выдающимися мастерами.

Переполненный в фестивальные дни зал кинотеатра «Сатурн» свидетельствует об огромном интересе к популярнейшему виду художественного творчества. И на подведении итогов кинофорума яблоку негде было упасть, что называется. Всем зрителям, определявшим, кому достанется их приз «Выбор крымчан», хотелось сравнить свои оценки с мнением профессионального международного жюри. Зрительские симпатии подарили эту награду режиссёру документального фильма «Бангаранг» Джулио Мастромауро (Италия) и игровой картине, созданной в содружестве четырёх стран: Индии, США, Китая, Индонезии «Во чреве тигра», - режиссёру из Индии Джатла Сиддартха. Примечательно, что шесть лет назад Джатла получил в Ялте не только такой же приз, но и Гран-при. В видеообращении он вновь признался в любви к Крыму, в желании приехать на «Евразийский мост» с новой картиной.

Призы Министерства культуры республики вручила первый заместитель министра Татьяны Манежиной, передавшей тёплый привет участникам и зрителям форума, Ольга Бурова. Обладателями красочной мозаи­ки нашего полуострова стали создатели российских документальной ленты «Остров Ноехон» режиссёра Елены Демидовой и игрового фильма из программы спецпоказов «9 секунд» режиссёра Олега Штрома. 

Дипломом «Специальное упоминание жюри» отмечены фильмы «Бангаранг» итальянского режиссёра Джулио Мастромауро и «Стеклянный занавес» Фикрета Рейхана из Турции.

Имена лучших, подобно изысканным блюдам - всегда на закуску, как вознаграждение за терпение.

Лучшим документальным фильмом жюри провозгласило «Город мёртвых» индийского режиссёра Балака Гош. Лучшим игровым названа картина «Газели» иранского режиссёра Хушанг Голмакани. 

Обладателем приза «За лучшую режиссёрскую работу» стал российский мастер Виктор Тихомиров за игровой фильм «Евгений Телегин».

Лучшим игровым фильмом признана сербско-болгарская картина «Лесной царь» сербского режиссёра Горана Радовановича.

Праздничную атмосферу заключительного фестивального вечера поддерживали артисты Крымской государственной филармонии ведущая Ирина Цубрович, вокалисты Алексей Зинченко, Идрис Шпот, принявшие эстафету от радовавших своим искусством на открытии Вардуин Диланян и Динары Хафизовой.

После окончания церемонии зрители не спешили расходиться, остались посмотреть фильм закрытия - внеконкурсную игровую картину «Чайка» по одноимённой пьесе Антона Павловича Чехова греческого режиссёра, члена жюри Георгия Кимулиса. 

- Выбрали фильм именно этого режиссёра, потому что он тесно связан с русской культурой, с русской театральной традицией, и эта его картина - в русле мировых традиций экранизации классики, - отметила программный директор фестиваля Нина Кочеляева. - И это свидетельство того, что интерес к русской культуре, русской литературе не исчезает. А чеховская Ялта - лучшее место для презентации экранизации произведения великого русского писателя. 

В единой команде организаторов кинопраздника работают с московской дирекцией сотрудники Крымского киномедиацентра.

- Мы делаем всё дружно, слаженно, стараемся, чтобы и участникам, и зрителям было комфортно и интересно, - отметил директор Киномедиацентра Александр Новиков. - В этом году, кроме фильма закрытия, предоставили возможность посмотреть и лучший фильм «Евразийского моста-2024» - «Лесной царь» тем, кто не успел это сделать в фестивальные дни.

Комментируя знаменательное для кинематографистов событие, председатель художест­венного жюри Юрий Обухов отметил: 

- Рад за коллег, которые, несмотря на сложности экономического, логистического и даже политического характера, проявили гражданскую смелость своим участием в российском кинофестивале в российском Крыму. 

Председатель документального жюри болгарин Андрей Чертов порадовался, что каждый представленный фильм имеет свой собственный киноязык:

- Благодаря этому все зрители понимают, что хотел выразить автор, на каком бы родном языке он ни изъяснялся. «Евразийский мост» важен как объединяющий людей разных стран, и в сложное для всех время доносящий до зрителей, до всех нас добро, заряжающий оптимизмом.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.