Обратная сторона цифровизации

9 Октябрь 2024 439
Работники судов никогда не требуют от граждан назвать код из СМС.
Работники судов никогда не требуют от граждан назвать код из СМС. Фото Александра КАДНИКОВА.

В нынешнее время почти всё можно сделать удалённо. При желании можно жить, не покидая своего дома: коммуналку оплачивать через онлайн-банкинг, одежду и предметы быта заказывать на маркетплейсах, а еду - через сервисы доставки продуктов. Эта повальная цифровизация сильно упростила быт, но вместе с тем сделала нас уязвимыми перед мошенниками, которые придумали тысячи способов дистанционного обмана.

«Заказ готов к доставке»

О новом способе обмана на прошлой неделе сообщили в Роскачестве. По данным руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергея Кузьменко, мошенники стали писать пользователям мессенджеров с поддельных профилей популярных сервисов доставки. При этом чаще всего злоумышленники копируют официальные профили СДЭК, «Сбермаркета», «Яндекс доставки» или Delivery Club в мессенджере WhatsApp, где отправляют сообщение о том, что заказ готов к доставке. 

Чтобы узнать подробности о доставке или отследить заказ, предлагается перейти по фишинговой ссылке, которая перенаправляет на поддельный сайт, мимикрирующий под официальный сервис. На этом сайте мошенники просят ввести личные данные: номер карты, имя пользователя и пароль от онлайн-банка.

«Очередной вид мошенничества, направленный, скорее, на старшее поколение. Здесь главная цель киберпреступников - получить доступ к банковской карте пользователя. Поэтому мы в очередной раз предупреждаем о том, что нельзя переходить ни по каким подозрительным ссылкам, тем более, если вы не ожидаете никакой доставки», - отметил Сергей Кузьменко.

Судебный финт

Как и прежде, мошенники не оставляют попыток завладеть доступом к чужим аккаунтам на портале Госуслуг. На сей раз они под видом помощников судьи предлагают жертвам получить через Госуслуги уведомление о дате судебного разбирательства. 

«Сейчас набирает обороты новая легенда для получения у жертв кодов доступа к сервису Госуслуг. Мошенники выбирают в свои жертвы тех, у кого есть действующие судебные разбирательства... В разговоре мошенники представляются помощниками судей и сообщают, что жертве необходимо получить через сервис Госуслуг либо уведомление о дате судебного заседания, либо документы, которые судья просит взять с собой на заседание», - рассказала  эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Алла Храпунова.

Кроме того, аферисты объясняют жертвам, что после получения согласия все документы в рамках судебного разбирательства можно будет получать через «личный кабинет» на Госуслугах. Для подтверждения согласия человека просят сообщить код из смс. При этом мошенники в разговоре очень подробно описывают суть рассматриваемого дела, его номер, участников, фамилию судьи. Всё это усыпляет бдительность и вызывает доверие к звонящему.

Храпунова подчеркнула, что все эти данные, которыми оперируют якобы помощники судей, доступны на сайтах судов: в поисковой строке можно ввести фамилию, а база покажет в каких судебных разбирательствах участвует гражданин, развитие дела, даты заседаний и фамилию судьи.

«Стоит помнить, что работники суда никогда не запрашивают коды из смс. Как правило, при обращении в суд есть возможность согласиться на получение смс-уведомлений, касающихся судебного разбирательства… Кроме того, на сайтах судов размещено объявление о возможности получать судебные извещения в «личном кабинете» Госуслуг с активными ссылками для настройки опции», - добавила она.

По словам эксперта, после того как человек назвал код из смс, мошенники мгновенно получают доступ к его «личному кабинету» на Госуслугах, происходит скачивание всех персональных данных, личной информации.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.