Свободная трасса
Смотришь на обилие машин, вытянувшихся в кажущуюся бесконечной пробку на дороге, вдыхаешь загазованный воздух, освежить который из всех сил старается первый октябрьский серьёзный дождь, и вовсе не верится, что было время, когда и дороги были свободные, и не будил по ночам рокот и сигналы разбушевавшихся гонщиков, и дышалось легче, и ДТП не тревожили… А ведь без малого 120 лет назад в губернском центре, Симферополе, было всего 14, как тогда называли, «самокатов», автоматических экипажей. И всего 120 с небольшим лет назад крымчане были шокированы вестью о дорожно-транспортном происшествии близ Гурзуфа, когда невиданный до селе четырёхколёсный самокат перепугал лошадь.
«Такси по городу»
За рулём этого транспорта, «на четырёх колёсах, но без лошади», гордо восседал инженер из Австро-Венгрии Гёза Ковач, решивший обкатать авто по дорогам мира. Пересёк границу империй - своей, Австро-Венгерской, и нашей - Российской, по суше добрался до Одессы, наверное, не менее шокируя рокотом безупряжного экипажа жителей окрестных регионов, настоял, чтобы его машину приняли на пароход, следующий в Ялту. С пирса, пугая прибывших, встречающих и просто гуляющих, выкатил на нём на набережную, даже дата сохранилась в истории - 19 сентября 1901-го, первый автомобиль на территории полуострова. И вот интересно, а где он у нас топливо брал для путешествия, ведь подобие нынешних заправок стало появляться позже, когда местные автомобилисты возникли. Скорость у первого авто была до 50 вёрст (более 53 километров) в час, а звук настолько громкий, что любопытствующие шарахались и предпочитали смотреть издали. Шарахнулась от самоката Гёза Ковача и лошадь, которая, впряжённая в экипаж, двигалась навстречу. Так резко шарахнулась, что перевернулся экипаж. И писали тогда еженедельные «Таврические ведомости», что суд признал венгра виновным в происшествии, обязал выплатить 120 рублей выпавшим из экипажа пассажирам. Правда, о серьёзности их травм ничего не знаем, но сумма была получена значительная - как-то с недавних пор привыкли крымчане мерить доходы стоимостью продуктов. К примеру, тогда десяток отборных яиц стоил 25 копеек, то есть, почти 5 тысяч яиц могли пострадавшие купить на оплаченный штраф. Видимо, после происшествии иностранный автотурист не рискнул дальше путешествовать по Крыму, во всяком случае, больше о его приключениях-поездках ничего не известно. Зато пример оказался, что называется, заразительным - зажиточные и рискованные крымчане стали понемногу осваивать «автоматические экипажи».
Уже в начале января 1902 года ходатайство в городскую управу Симферополя подал потомственный почётный гражданин города Илья Черкес, просивший дать разрешение на создание первой в истории Таврической губернии службы автотакси, попросту - устройство автомобильного сообщения в городе. Рассматривали вопрос долго и тщательно, и техническая комиссия, и члены управы спорили, возражали, опасались, но в итоге всё же разрешили «сообщение на самокатах». Но обязали и купца Илью Черкеса, и иных будущих автолюбителей проводить своему транспорту техосмотр. Специальная комиссия появилась, правда, работы у неё было мало - 115 лет назад в Симферополе было всего 14 автомобилей, у каждого свой номерной знак, бесплатный, на год. А вот за проезд на «безлошадном экипаже» плату брали: от центра (ныне территория сквера Победы) до вокзала - 10 копеек (столько стоил литр молока), а от дома почётного гражданина Симферополя купца первой гильдии Георгия Христофорова (ныне площадь имени Валериана Куйбышева) до дома главного гордумы химика-фармацевта Бориса Бухштаба (угол проспекта Кирова и Екатерининской (Карла Маркса) - 5 копеек. Автомобилем передвигаться было дешевле, чем в пролётке, бричках, телегах и дрожках с впряжёнными лошадьми, но ездить на «самокатах» решались немногие, в основном те, кто помоложе, побойчее. Большинство предпочитало или своим ходом, пешим, или ехать «с водителем кобылы»: 40 копеек днём от вокзала в центр, 50 - ночью. По городу - 20 и 25 копеек соответственно, а на Петровскую балку подняться, где воинское братское кладбище, и вовсе 60 копеек стоила поездка в привычном лошадином экипаже.
Автобусом к морю
Междугородное автомобильное движение в Крыму возникло ровно 120 лет назад, когда одессит Вольдемар-Георг Трепке оформил патент на перевозку пассажиров по маршрутам Севастополь - Симферополь, Севастополь - Ялта, Алушта - Симферополь. Правда, поездки были нерегулярные, по надобности, и очень долгие - скорость по патенту ограничивалась 15 верстами в час (верста, напомним, 1,07 километра). Спустя два года с той же скоростью стали автомобили возить и из Симферополя в Евпаторию - патент на частный извоз получил купец Павел Сеферов, стоимость проезда - 6 рублей (тогда стоимость полкилограмма зернистой икры). В 1909-м за три рубля можно было доехать из Симферополя в Карасубазар (Белогорск), на 12-местном автобусе. А ещё к тому времени появились на полуострове первые автомобильные правила: управлять самокатом может лишь выдержавший специальное испытание; скорость передвижения ограничена до 5 вёрст в час, запрещена езда «в перегонки». И налог ввели в Симферополе: в год по 1 рублю в пользу города с «каждой силы автоматического экипажа». И налоги автолюбители платили, и штрафы за нарушения правил. Лидером по последним стал в 1907-м некий господин Миклошевский, что возил на своём автомобиле пассажиров из Севастополя в Ялту. 13 ноября того года его автомобиль «наскочил и разбил станционное ландо, в котором ехал из Ялты в Севастополь редактор «Московского листка» господин Пастухов. К счастью, и Пастухов, и кучер отделались только тем, что вынуждены были 8 вёрст пройти пешком до станции». Спустя два дня водитель вновь не справился с управлением, «автомобиль наскочил на станционный мальпост и своей осью сломал ногу у пристяжной лошади. И вообще ни одна встреча с автомобилем Миклошевского не обходится без столкновений». Интересно, лишили ли его прав?
К 1911 году в Симферополе появилась небольшая автостанция, рядом со зданием нынешнего-бывшего Центрального универмага. Стоимость проезда на автомобиле до Евпатории - 4-5 рублей, до Алушты - 4, для Ялты - 5-6 рублей с пассажира, за пуд багажа (16,38 килограмма) - 50 копеек. Через год рядом с автостанцией вырос трёхэтажный торговый центр - пассаж Михаила Анджело, с головой сфинкса на фасаде и бассейном с золотыми рыбками внутри. С 1921-м в чудом сохранившемся после Гражданской войны здании разместили автостанцию - автовокзал, а ещё - туристическое бюро «Акционерное общество «Крымкурсо» и кооператив «Крымский шофёр». Всё было уничтожено во время фашистской оккупации Симферополя…
Впрочем, уже через месяц после освобождения города, в мае 1944-го, наша газета, тогда «Красный Крым», писала: «Открыто регулярное автобусное движение между Ялтой и Симферополем. Машины из Ялты отправляются два раза в сутки. Это не блестящие ЗИСы и ЭМКИ, а грузовики, приспособленные для перевозки пассажиров. Но и они не могут удовлетворить всё возрастающий спрос на билеты». Послевоенная жизнь полуострова тогда налаживалась, транспорта было поменьше, всё больше общественный, трудовой. К началу 1960-го появился нынешний Центральный автовокзал, ежедневно от него отправлялись сотни рейсов по Крыму и Союзу, транспорт большей частью оставался общественным, автомобильный прогресс был ещё впереди. Зато пробок нынешних ещё не было, и воздух - чище. Как лучше - каждый решает сам - это крымская история.