Сим победиши!

Вчера в 10:30 81
Фото с сайта azbyka.ru
Фото с сайта azbyka.ru

27 сентября православная Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честна́го Живо­творящего Креста Господня. Исторически этот праздник имеет, если можно так сказать, трёхсоставную форму.

Во-первых, мы вспоминаем в этот день событие обретения, обнаружения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме достоблаженной матушкой императора Константина Великого - святой царицей Еленой. Как известно, в 326 году она прибыла в Иерусалим с благочестивым намерением отыскать Крест Господень. По указанию старого иудея было обнаружено место распятия Господа и разрушен храм Венеры, построенный над Голгофой ещё во времена императора Адриа­на. Под развалинами капища были обнаружены три креста, и чтобы понять, на каком из них был распят Господь - патриарх Макарий повелел приложить поочерёдно три креста к покойнику. От прикосновения одного из крестов усопший воскрес. Это чудо привлекло такое множество народа, желающего увидеть Животворящий Крест, что его пришлось воздвигать (поднимать), откуда и произошло название праздника.

Второе событие, связанное с Крестом Господним, произошло через десять лет. 13 сентября 335 года был освящён величественный храм Воскресения, воздвигнутый по повелению императора Константина над местом страдания, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день было определено праздновать день Воздвижения Креста Господня.

Ну а третье воспоминание связано с событиями, произошедшими в VII веке. Тогда персидский царь Хозрой разрушил Иерусалим и «пленил» Честной крест Господень, который был увезён в Персию и пробыл там 14 лет, пока при императоре Ираклии не был возвращён с почётом на прежнее место. И снова это произошло в тот день, когда православные праздновали день Воздвижения Креста Господня.

Такова историческая канва нынешнего праздника, но главный, глубинный смысл его заключается в том, чтобы напомнить всем нам - именую­щим себя христианами - о необходимости  быть сострадальцами Господа, чтобы не лишиться и Его радости. Как об этом и говорит апостол Павел: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим.; 11, 12).

Забываем мы, увы, что таинство Крещения, кроме собственно духовного рождения, означает ещё добровольное участие в страданиях и смерти Иисуса Христа, и для нас это участие становится возможным только тогда, когда мы сознательно распинаемся греху, боремся со своими страстьми и похотьми.

И напротив: когда, отвращаясь от зла, мы сознательно и последовательно творим благо - то есть, думаем, говорим и поступаем так, как учит Господь, как бы трудно, невыгодно и чревато скорбями это ни было - именно тогда мы становимся причастниками Его жизни. В этом заключается истинное исповедание нашей веры и именно так мы приобщаемся реальному, а не символическому только Воздвижению Креста Господня. Потому что в духовном смысле Воздвижение Креста, конечно, означает провозглашение победы добра над злом, света над тьмой, вечной благодатной жизни над смертью.

С праздником, дорогие друзья!

Протоиерей Димитрий ШИШКИН.