Послание человечеству Алемдара Караманова
Так выдающийся композитор современности Альфред Шнитке назвал ораторию нашего гениального земляка Алемдара Караманова «Stabat Mater».
Относится это и ко всему творчеству народного артиста Украины, лауреата Национальной премии имени Тараса Шевченко, дважды лауреата премии АРК, почётного крымчанина, автора музыки гимна республики, вошедшего по международному рейтингу в десятку самых знаменитых современных композиторов мира. Алемдар Сабитович написал более ста произведений. 10 сентября ему исполнилось бы 90 лет. Семнадцать лет его нет с нами, но звучит и будет всегда звучать его божественной красоты музыка, пропитанная звуками неземной красоты, наполняющими душу светом, поднимающими её к горнему через земное притяжение.
Несущий знамя впереди
Так переводится с турецкого имя, которое дал сыну Сабит Караман, бежавший в Крым в канун Первой мировой войны, вдохновлённый идеей строительства новой свободной жизни. В жёны взял красавицу украинку Полину Величко.
Способности к музыке у Алемдара проявились в пять лет. В десять написал оперу и несколько сонат для фортепиано. В музыкальной школе ему давали паёк рабочего как «чрезвычайно одарённому ребёнку». А в 1953 году направили в числе лучших выпускников в Московскую государственную консерваторию. Окончил два факультета - по классу композиции и по классу фортепиано и был оставлен в аспирантуре. Ещё в годы учёбы Алемдара приняли в Союз композиторов СССР, что было по тем временам большой редкостью.
Москва обласкала и отвергла
Его профессиональное и личностное становление выпало на шестидесятые, вошедшие в историю как время противоборства классики и модернизма. Поднималось, росло и крепло молодое племя, среди которых Альфред Шнитке и Родион Щедрин, к которым примкнул независимый, предельно искренний во всём, не умеющий притворяться и идти на поводу у традиций Алемдар. Широкое признание молодого композитора началось после фильма «Обыкновенный фашизм» с его музыкой.
К концу учёбы в аспирантуре он завершил цикл из шестнадцати фуг, в которые вложил всю огненную страсть души. Послушав произведения Караманова, Шостакович назвал его одним из самых оригинальных и неповторимых композиторов современности. Но благополучным начало карьеры композитора не назовёшь. Педагоги не одобряли его безоглядное увлечение авангардом, понятно, чем это грозило в те годы: ноты не печатали, музыку не исполняли. «Феноменально одарённого человека», как называл его Шнитке, столица отвергала.
«С нотного листа неба»
Он произнёс эти слова, рассказывая в одну из наших встреч о бегстве из Москвы в родной Симферополь.
- Для меня не существовало внешнего. Я буквально растворялся в музыке. Она вытекала из меня, как ртуть из пробирки. Это опустошало, истощало физически, а ещё больше душевно. Показалось, что талант покинул меня. Я чувствовал, что прежней музыки уже не будет. Новая прозвучала с нотного листа небес: однажды осенним вечером, возвращаясь из консерватории, услышал чистый звук трубы. Словно серебряная нить соединила меня со звучащими небесными сферами. Вне суеты большого города, в тишине и одиночестве мне начало открываться таинство неба.
Он жил в доме, где родился, в подвале которого пережил с матерью и сестрой голодное и холодное время оккупации. В доме расположился штаб лётной дивизии, а хозяев выгнали в сырой тёмный подвал. Сохранился листок бумаги, на чистой стороне которого он начертил нотный стан, и сочинил одно из своих первых произведений, которое посвятил маме. А листок оказался ведомостью на зарплату одного из немецких асов. Неслучайно спустя много лет он напишет музыку к фильму «Обыкновенный фашизм» - в жизни всё взаимосвязано незримыми нитями из прошлого в настоящее и будущее.
Стены родного дома вылечили его душу, и она снова запела.
От модернизма к космизму
Два года он писал симфонию «Совершишася». Об этом времени вспоминал: «Это был переходный период в моём творчестве. Огромное произведение написал по откровению, полученному с небес. Бесконечный музыкальный поток нёс меня, выплёскивал симфонии, скорбно-величественный Реквием, устремлённые в небесные сферы хоры. На одном дыхании записал тысячу страниц партитуры цикла из семи симфоний «Бысть» по Апокалипсису. Шестую часть этого цикла «Аз Иисус» исполнил с шумным успехом в Берлине. Концерт для фортепиано с оркестром «Ave Mariа» называю вызыванием дождя. Духовного. Это молитва о Божией милости - великой благодати, о которой мечтают люди».
Музыковеды говорили, что его музыка вырвалась далеко вперёд из нашего времени. Он был с этим не согласен: «Писал и пишу для современников. Хочу, чтобы моя музыка волновала и выпрямляла каждого человека, соединяла его с небом».
В маленькой, забитой вещами комнатке, где доминировали над всем инструмент и разбросанные тут и там листочки с нотными записями, он признался, что минуты блаженства, истинного счастья, от которого замирает сердце, наступают, когда он садится за домашнее пианино, или играет на сцене, неважно какой - Симферопольского музыкального училища или Вестминстерского аббатства, Большого театра, Берлинской оперы, Кремлёвского дворца.
- А разве это не счастье, что каждое утро мой родной Крым встречает гимном республики, который я написал? - воскликнул как-то. - Где-то высоко в небесах мерцает маленькая планета моего имени. По вечерам поднимаю голову к небу, пытаясь уловить идущие оттуда ко мне звуки.
На мой наивный вопрос, что для него музыка, Алемдар Сабитович ответил:
- Всепроникающее, всеобъемлющее средство общения людей друг с другом и Богом. Музыка - проводник звучащего мира, музыкальный дождь, посылаемый нам из необъятной сферы - Вселенной.
Нет никакого сомнения, что только на Богом избранного падают капли этого дождя и ложатся на нотные листы.
Надежды, их воплощения и память
Он жил надеждой, что все его двадцать четыре симфонии, хранящиеся в Музыкальном фонде России, будут востребованы. Трепетно относился к юным музыкантам, съезжавшимся в Симферополь на международный конкурс, посвящённый его творчеству.
Имя Караманова присвоено улице, на которой он жил, а на его доме установлена мемориальная доска. Его имя носит симферопольская музыкальная школа №2, с коллективом и учащимися которой его связывала многолетняя творческая дружба, а неподалёку до сих пор, увы, стоит закладной камень на месте, где планируется установить памятник композитору.
Главное, конечно, что его творчество востребовано. Интерес к нему не затухает, в том числе и юных исполнителей, для которых очень важно чувство влюблённости в то, что делают, увлечённость. О творчестве Караманова пишут диссертации. Его произведения исполняют крупнейшие оркестры под управлением выдающихся дирижёров.
На мой вопрос, что помогало быть несгибаемым, не изменяющим своим принципам, ответил:
- Вера в Бога. Я крестился тридцатилетним человеком, осознанно приняв христианство. Всей силой своей натуры попытаюсь выразить дух писаний, вложив в них дух симфонизма. В религии я ощутил живое начало, живого Бога, с которым можно буквально жить. Пришёл к этому, потому что с молодости волновала тема Креста. Что касается музыки, только самобытная никогда не устареет.
Такую он и оставил в наследство нам и всем грядущим поколениям.