Послание человечеству Алемдара Караманова

10 Сентябрь 2024 423
Алемдар Караманов за домашним инструментом.
Алемдар Караманов за домашним инструментом. Фото автора.

Так выдающийся композитор современности Альфред Шнитке назвал ораторию нашего гениального земляка Алемдара Караманова «Stabat Mater».

Относится это и ко всему творчеству народного артиста Украины, лауреата Национальной премии имени Тараса Шевченко, дважды лауреата премии АРК, почётного крымчанина, автора музыки гимна республики, вошедшего по международному рейтингу в десятку самых знаменитых современных композиторов мира. Алемдар Сабитович написал более ста произведений. 10 сентября ему исполнилось бы 90 лет. Семнадцать лет его нет с нами, но звучит и будет всегда звучать его божественной красоты музыка, пропитанная звуками неземной красоты, наполняющими душу светом, поднимающими её к горнему через земное притяжение.

Несущий знамя впереди

Так переводится с турецкого имя, которое дал сыну Сабит Караман, бежавший в Крым в канун Первой мировой войны, вдохновлённый идеей строительства новой свободной жизни. В жёны взял красавицу украинку Полину Величко.

 Способности к музыке у Алемдара проявились в пять лет. В десять написал оперу и несколько сонат для фортепиано. В музыкальной школе ему давали паёк рабочего как «чрезвычайно одарённому ребёнку». А в 1953 году направили в числе лучших выпускников в Московскую государственную консерваторию. Окончил два факультета - по классу композиции и по классу фортепиано и был оставлен в аспирантуре. Ещё в годы учёбы Алемдара приняли в Союз композиторов СССР, что было по тем временам большой редкостью. 

Москва обласкала и отвергла

Его профессиональное и личностное становление выпало на шестидесятые, вошедшие в историю как время противоборства классики и модернизма. Поднималось, росло и крепло молодое племя, среди которых Альфред Шнитке и Родион Щедрин, к которым примкнул независимый, предельно искренний во всём, не умеющий притворяться и идти на поводу у традиций Алемдар. Широкое признание молодого композитора началось после фильма «Обыкновенный фашизм» с его музыкой. 

 К концу учёбы в аспирантуре он завершил цикл из шестнадцати фуг, в которые вложил всю огненную страсть души. Послушав произведения Караманова, Шостакович назвал его одним из самых оригинальных и неповторимых композиторов современности. Но благополучным начало карьеры композитора не назовёшь. Педагоги не одобряли его безоглядное увлечение авангардом, понятно, чем это грозило в те годы: ноты не печатали, музыку не исполняли. «Феноменально одарённого человека», как называл его Шнитке, столица отвергала.

«С нотного листа неба»

Он произнёс эти слова, рассказывая в одну из наших встреч о бегстве из Москвы в родной Симферополь.

- Для меня не существовало внешнего. Я буквально растворялся в музыке. Она вытекала из меня, как ртуть из пробирки. Это опустошало, истощало физически, а ещё больше душевно. Показалось, что талант покинул меня. Я чувствовал, что прежней музыки уже не будет. Новая прозвучала с нотного листа небес: однажды осенним вечером, возвращаясь из консерватории, услышал чистый звук трубы. Словно серебряная нить соединила меня со звучащими небесными сферами. Вне суеты большого города, в тишине и одиночест­ве мне начало открываться таинство неба.

 Он жил в доме, где родился, в подвале которого пережил с матерью и сестрой голодное и холодное время оккупации. В доме расположился штаб лётной дивизии, а хозяев выгнали в сырой тёмный подвал. Сохранился листок бумаги, на чистой стороне которого он начертил нотный стан, и сочинил одно из своих первых произведений, которое посвятил маме. А листок оказался ведомостью на зарплату одного из немецких асов. Неслучайно спустя много лет он напишет музыку к фильму «Обыкновенный фашизм» - в жизни всё взаимосвязано незримыми нитями из прошлого в настоящее и будущее.

 Стены родного дома вылечили его душу, и она снова запела.

От модернизма к космизму

Два года он писал симфонию «Совершишася». Об этом времени вспоминал: «Это был переходный период в моём творчестве. Огромное произведение написал по откровению, полученному с небес. Бесконечный музыкальный поток нёс меня, выплёскивал симфонии, скорбно-величественный Реквием, устремлённые в небесные сферы хоры. На одном дыхании записал тысячу страниц партитуры цикла из семи симфоний «Бысть» по Апокалипсису. Шестую часть этого цикла «Аз Иисус» исполнил с шумным успехом в Берлине. Концерт для фортепиано с оркестром «Ave Mariа» называю вызыванием дождя. Духовного. Это молитва о Божией милости - великой благодати, о которой мечтают люди».

Музыковеды говорили, что его музыка вырвалась далеко вперёд из нашего времени. Он был с этим не согласен: «Писал и пишу для современников. Хочу, чтобы моя музыка волновала и выпрямляла каждого человека, соединяла его с небом».

В маленькой, забитой вещами комнатке, где доминировали над всем инструмент и разбросанные тут и там листочки с нотными записями, он признался, что минуты блаженства, истинного счастья, от которого замирает сердце, наступают, когда он садится за домашнее пианино, или играет на сцене, неважно какой - Симферопольского музыкального училища или Вестминстерского аббатства, Большого театра, Берлинской оперы, Кремлёвского дворца. 

- А разве это не счастье, что каждое утро мой родной Крым встречает гимном республики, который я написал? - воскликнул как-то. - Где-то высоко в небесах мерцает маленькая планета моего имени. По вечерам поднимаю голову к небу, пытаясь уловить идущие оттуда ко мне звуки. 

На мой наивный вопрос, что для него музыка, Алемдар Сабитович ответил:

- Всепроникающее, всеобъемлющее средство общения людей друг с другом и Богом. Музыка - проводник звучащего мира, музыкальный дождь, посылаемый нам из необъятной сферы - Вселенной.

Нет никакого сомнения, что только на Богом избранного падают капли этого дождя и ложатся на нотные листы.

Надежды, их воплощения и память

Он жил надеждой, что все его двадцать четыре симфонии, хранящиеся в Музыкальном фонде России, будут востребованы. Трепетно относился к юным музыкантам, съезжавшимся в Симферополь на международный конкурс, посвящённый его творчеству. 

Имя Караманова присвое­но улице, на которой он жил, а на его доме установлена мемориальная доска. Его имя носит симферопольская музыкальная школа №2, с коллективом и учащимися которой его связывала многолетняя творческая дружба, а неподалёку до сих пор, увы, стоит закладной камень на месте, где планируется установить памятник композитору. 

Главное, конечно, что его творчество востребовано. Интерес к нему не затухает, в том числе и юных исполнителей, для которых очень важно чувство влюблённости в то, что делают, увлечённость. О творчестве Караманова пишут диссертации. Его произведения исполняют крупнейшие оркестры под управлением выдающихся дирижёров. 

На мой вопрос, что помогало быть несгибаемым, не изменяющим своим принципам, ответил:

- Вера в Бога. Я крестился тридцатилетним человеком, осознанно приняв христианство. Всей силой своей натуры попытаюсь выразить дух писаний, вложив в них дух симфонизма. В религии я ощутил живое начало, живого Бога, с которым можно буквально жить. Пришёл к этому, потому что с молодости волновала тема Креста. Что касается музыки, только самобытная никогда не устареет. 

Такую он и оставил в наследство нам и всем грядущим поколениям. 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.