Посиделки

Письмо из глубинки: Восход предновогодний

14 Декабрь 2023 304
На сцене ДК - учащиеся воскресной школы.
На сцене ДК - учащиеся воскресной школы. Фото автора.

В преддверии рождения нового года принято оценить сделанное.

А сделано для жителей моего села Восход немало. Отремонтированы многоэтажные здания, капитально ремонтируется больница, новым оборудованием оснащена школа, Дом культуры, построен фельдшерско-акушерский пункт в селе Новосельцы, установлены детские игровые и спортивные площадки. 

 Порадовал земляков победой на Всекрымском литературном конкурсе поэт Павел Прудников. Преподаватель музыкальной школы Анна Ощепкова стала обладателем гран-при открытого всероссийского конкурса «Мос­ковская феерия» в рамках международного фестиваля искусств «Российский берег», блистательно исполнив арию Одетты из оперетты Имре Кальмана «Баядера». 

Ожил Дом культуры.
С большим успехом прошёл авторский концерт «Реквием» известного композитора, дирижёра, руководившего многие годы прекрасным духовым оркестром колхоза «Россия» Александра Глушкова. Прозвучали симфоническая поэма о «Крымской весне», песни на стихи местных поэтов. Александр Владимирович возрождает наш духовой оркестр.

Частые гости в Доме культуры ученики воскресной школы, которая работает при сельском храме Андрея Первозванного. Талантливые ребята с удовольствием демонстрируют свои достижения.

Село многих восхищает. Побывала недавно у нас большая группа ветеранов труда, предки которых были основателями сёл в степном Крыму в 20-30-х годах прошлого века. С интересом ознакомились гости с нашим музеем, поговорили с жителями. Порадовал их порядок на улицах, гостеприимство хозяев.

Одно из наших новшеств: создано общественное движение «Власть народа в поселении Восход», в которое вошли 136 человек: специа­листы разных отраслей, юристы, агрономы. Руководит ими Александр Окунев, энергичный человек, хорошо знающий законодательство, патриот родного села. Он отмечает, что главная задача движения - улучшать жизнь сельчан, помогать депутатам, держать на контроле выполнение бюджета и решений сельского совета. А вопросов у общественников немало. Зачем продали спортивный комплекс с плавательным бассейном, и почему договорённость с покупателем о том, что он будет им приведён в порядок, не выполняется? Кто разрешил уничтожить уникальную каштановую аллею, превратив её в улицу с потоком машин? Почему проспект имени Петра Переверзева стал бесплатной стоянкой для автомашин? Почему нет до сих пор газа в девяти сёлах? Как решить вопрос с оттоком людей в поисках работы?

Каким будет грядущий год для всех и для каждого зависит не только от депутатов и главы поселения, но и от его жителей. С верой в лучшее будущее встречают его труженики бывшего некогда процветающего хозяйства. 

Николай ГОТОВЧИКОВ.

 

Уроки православия

Собор Крымских святых

В православном церковном календаре 28 декабря значится как Собор Крымских святых. Кто они? И почему празднуется именно в этот день?

Галина Демарина.

Саки.

День памяти Крымских святых появился в церковном календаре в 1988 году, в  тысячелетний юбилей Крещения Руси с благословения патриар­ха Московского и Всея Руси Пимена по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова). Праздник приурочен ко дню памяти святителя Стефана, архиепис­копа Сурожского, который в VIII веке был назначен на Сурожскую кафедру Вселенским Константинопольским патриархом, и более тридцати лет управлял общиной Сугдеи. В центре Судака, у здания городской администрации, покровителю и защитнику Сугдеи установлен памятник. 

В этот день мы прославляем святых, объединённых территориально или исторически общим подвигом.

Собор Крымских святых отмечает всех чудотворцев, которые своими праведными подвигами и чудесами освятили Крым. К ним относятся: апостол Андрей Первозванный, папа Римский - святитель Мартинианин, преподобный Иоанн Готфский, святители Иустин (Полянский), Савва и Стефан Сурожские, священномученики Агафодор, Василий, Евгений, Елпидий, Еферий, Ефрем, Капитон Херсонесские, Климент Римский, Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, прославившие своими подвигами Крымский полуостров, который называют землёй святости. 

Жили они в разное время, но были схожи по духу. Святители Православного Крыма внесли неоценимый вклад в распространение благой вести о Господе по всему миру, возвещая о его Воскрешении. Святые имена каждого подвижника вписаны золотыми буквами в историю Святой Церкви Христовой.

 

Откровение

Благодарю - благо дарю

Не спалось… Протянула руку за книжкой. О жизненном пути автора «Трёх товарищей» читала и раньше, но подзабылось со временем. И читала, пока свет за окошком не забрезжил. Многое «зацепило», а эпизод с письмами на этот раз - особо. Потому как на некоторые размышления навёл…

В 23 года Ремарк добился немало для этого возраста. Однако был в ту пору совсем не уверен в себе, в собственном призвании.
И, собравшись с духом, отправляет послание в Зальцбург, где проживает его кумир - Стефан Цвейг: «Хотел бы услышать Ваш приговор. Для меня это вопрос жизни и смерти. Или я сломаюсь, или прорвусь».

Что именно ответил литературный мэтр, в каких выражениях приободрил молодое дарование? О том можно лишь догадаться, читая второе письмо Ремарка в Зальцбург, написанное десять (!) лет спустя. «Я хранил Ваше письмо все годы среди тех немногих вещей, расстаться с которыми был не в силах. Оно служило мне утешением... Признаться, было непросто совладать с собой, но в результате я, всё же, написал книгу». 

Книга эта - «На Западном фронте без перемен» круто изменила жизнь писателя. Но вихрь обрушившейся славы не унёс прочь тёплое воспоминание. Эрих нашёл время, чтобы выразить свою благодарность, облечь её в слова, которые вряд ли оставили равнодушным его старшего товарища по перу.

 Казалось бы, что уж такого удивительного в этом поступке. Он, если знать жизнь писателя, вполне в его духе. Это «что-то» не к Эриху Мария Ремарку относится. Совсем иначе мы себя ведём, оказавшись в ситуациях, в чём-то похожих на эту. Преуспев на жизненной стезе, добившись успеха в осуществлении планов, ох, как не часто помним людей, которым пусть даже малостью нынешнего благополучия, но всё-таки обязаны. 

С лёгкой руки одной моей подруги появилось у нас с ней в разговорном обиходе имя Павлик как нарицательное. А звали так практиканта, которого она несколько лет назад особо усердно опекала, времени и сил не жалея. И Павлик, нынче Павел Сергеевич, оправдал надежды. Его хвалили сотрудники столичного ведомства, которое она по делам службы недавно посетила. Столкнувшись с ней там, бывший практикант… отвернулся, сделав вид, что не узнал.

«Может, и перспективный, как о нём отзываются, - не без грусти произнесла по­друга, - но человечком оказался дешёвым…».

Ну а как ещё назвать того, кто не способен оценить по достоинству эту драгоценность - проявленную доброту? Нести этот «груз» - благодарность - по своей жизни оказалось не по силам, неподъёмно - легче сбросить.

Другой вопрос: отчего так болезненно царапают сердце встречи с такими «павликами»? Мы разве отдаём в расчёте на отдачу? Да нет же, отдаём, потому что было чем поделиться, откуда взять, оттого, что иначе поступить и не могли!

 И всё же… Автор «Войны и мира» как-то высказался в сердцах о людской неблагодарности: «Если вдруг вы стали для кого-то плохим, значит, много хорошего было сделано вами для этого человека».

Однако есть в дневниках Льва Толстого и другие слова: 

«Если будете делать добро людям, не думая о них, для Бога, то и себе сделаете хорошо, и люди будут благодарны вам. Кто забывает про себя, того Бог помнит».

Наверняка, и вам приходилось знать людей, для которых это стало своего рода жизненным руководством, и кого Бог или судьба и впрямь не оставили без внимания. И другие - кто сетует на «несправедливость». А вдруг неспроста она?

Чем гадать, может, лучше раз и навсегда закрыть тему «их (его, её) неблагодарность»? И с себя построже спрашивать? Признаемся - не всегда щедры сами на одно простенькое слово, но волшебное, в любую душевную хмарь согревающее, и не всегда вовремя произнести его успеваем. А так горько шептать «Спасибо» вослед, тем, кто уже не услышит.

Татьяна КУДРЯКОВА. 

 

Фотооко

Влюблённые в Крым и в поэзию

Литературное пространство границ не имеет, и горизонты его постоянно раздвигаются благодаря крепнущим контактам наших писателей с коллегами из разных крымских регионов. Одно из новых знакомств - с кандидатом философских наук, пуб­лицистом, культурологом, религиоведом, главным редактором журнала «Наука и религия», журналистом, секретарём Союза писателей России Сергеем Ключниковым (на снимке).


Встречи в республиканских Универсальной научной библиотеке им. И. Франко и Крымскотатарской им. И. Гаспринского привлекли читающую публику разных возрастов и профессий, студенческую молодёжь. А узнали они не только о его многогранной деятельности, но и о творчестве 92-летнего поэта Юрия Ключникова, автора 2350 переводов стихов с 37 языков мира.

Вдохновенно, не с лис­та, а наизусть читал сын поэтические строки отца. В том числе из написанного в 2014 году «Привет Крыму»: «Сегодня от Москвы до Магадана,/Уставшая от либеральных бурь,/Россия здесь зализывает раны,/ А также перестроечную дурь./На рейде миноносцы наши дремлют,/Накинув на орудия чехлы,/И кипарисы охраняют землю,/Вздымая кверху стройные стволы./Пусть небо здесь синеет только в мире,/И солнце не затмит военный дым./Шлю из далёкой Западной Сибири/Привет тебе, благословенный Крым!». Огромный интерес вызвал его труд «Караван вечности» - по сути, краткая хрестоматия крымскотатарской суфийской поэзии в таком объёме - с XIV до XVII века в переводах и авторском переложении трактатов и афоризмов, а также стихи-подражания и посвящения суфийским поэтам от переводчика. Это уже второе издание, дополненное большим разделом «Суфийская поэзия народов России». Книга наполнена солнечным светом и красотой нашего мира, неповторимым восточным юмором. 

- И мы с отцом, и вся наша семья считает, что любовь к Крыму неизбывна в сердце каждого русского, - признался Сергей Юрьевич. - Я раз тридцать за свою жизнь побывал на полуострове. Супруга моя сейчас занимается с ребятами в «Артеке», как член Российского фольклорного союза, цель которого - чтобы все знали и пели традиционные народные песни. Уверен, что наши связи с крымчанами не только не прервутся, а будут развиваться.


Слово – не воробей
Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов

Загадка вещего Бояна

Комментируя ответ моего сына на уроке, учитель упрекнул: «Ты так мыслью по древу растёкся, что до сути не добраться». Спросить, причём тут древо, парень постеснялся. А дома у нас с отцом поинтересовался. Ответили, как могли: учитель имел в виду ненужные подробности. Так мы привыкли воспринимать это выражение.
А вот как соотнести древо с мыслью, не знаем. 

Инна Воробьёва.

Джанкой.

Это выражение пришло к нам из «Слова о полку Игореве», памятника литературы Древней Руси, написанного старинным русским языком, многие слова которого остаются до сих пор непонятными. А трактовка ставшего крылатым выражения, вызывает споры.

 Есть предположение, что в строчке «Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы», слово «мысль» заменило при переводе с древнерусского «мысь» - «белка». И получилось: «Боян вещий, если кому хочет песнь пропеть, то растекается мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».

Некоторые современные исследователи склоняются к варианту «мысью по древу», а не к закрепившемуся в словарях «мыслью по древу». Они считают, что даже если предположить, что имеется в виду воодушевлённый полёт мысли, и Боян мыслью растекался по аллегорическому древу вдохновения, уж очень сложная метафора получается, не свойственная тому времени. И надо вернуть в выражение исконное мысь, соответствующее тому, что Боян в своём песенном творчестве ощущал такую же естественную лёгкость, как белка на дереве, волк - на земле, а орёл - в небе. Понаблюдав за белкой на дереве, легко убедиться в её способности расплываться, струиться по стволу дерева. 

Но дело в том, что «Слово о полку Игореве» дошло до нас в поздних списках, и весьма вероятно, что не понявший этого смысла переписчик заменил белку на мысль. Так и устоялось. А менять устоявшееся трудно. 

В любом случае, как вы верно объяснили сыну, смысл один: быть излишне многословным, увлекаться подробностями, отвлекающими от основной мысли. Но, если скажете «растекаться мысью по древу» - вас непременно поправят: менять устоявшееся трудно. 

Хозяйка «Посиделок» Людмила ОБУХОВСКАЯ.