Астрономы открыли уникальную планету

26 Сентябрь 2023 199

Международная команда астрономов при изучении архива наблюдений космического аппарата TESS за 2021 год обнаружила и описала уникальную планету, которая, вероятно, представляет собой твёрдый металлический шар, сообщил корреспондент «Российской газеты».

Исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal Letters, а коротко о нём рассказывает Phys.org. Новая экзопланета получила название Gliese 367 b. Она относится к категории планет со сверхкоротким периодом обращения, так как обращается вокруг своей звезды всего за 7,7 часа. В настоящий момент каталог планет данной категории насчитывает около 5000 объектов. В этом отношении Gliese 367 b не уникальна.

Однако она оказалась уникальной по другой важной характеристике: как пишут авторы работы, это сверхплотная планета, которая почти в два раза плотнее Земли. Это означает, что Gliese 367 b, должно быть, представляет собой твёрдый шар из почти чистого железа. Космический аппарат TESS обнаружил необычное небесное тело в 2021 году, когда зафиксировал чрезвычайно слабый транзитный сигнал от красного карлика, звезды под названием Gliese 367.

В 2021 году исследователи предварительно установили, что радиус тогда ещё кандидата в экзопланеты может составлять 72% земного радиуса, а его масса может достигать 55% массы Земли. Одновременно было высказано предположение о том, что если планета действительно существует, то она может представлять собой железное ядро некогда гораздо большей планеты.

В новом исследовании факт существования необычного объекта подтверждается, а также приводятся уточнённые расчёты его параметров. Они базируются на основании результатов, полученных в ходе 371 наблюдения за Gliese 367 b. Анализ показал, что планета оказалась даже ещё более плотной, чем предполагало исследование 2021 года. Уточнённые расчёты показали, что её реальная масса составляет 63% массы Земли, а радиус - 70% земного. Учитывая новые параметры, астрономы подсчитали, что Gliese 367 b в два раза плотнее Земли.

По словам ведущего автора исследования Элизы Гоффо, планета могла образоваться так же, как и Земля, то есть, она обладала плотным ядром, состоящим в основном из железа, окружённым богатой силикатами мантией. Но впоследствии, должно быть, произошло что-то экстраординарное, какое-то катастрофическое событие, которое разрушило мантию, обнажив более плотное железное ядро.

По мнению Гоффо, столк­новения между Gliese 367 b и другими всё ещё формирующимися протопланетами могли разрушить внешний слой этой планеты ещё на ранней стадии её существования. Альтернативная теория, по словам Гоффо, заключается в том, что Gliese 367 b могла родиться в необычайно богатой железом области протопланетного диска. Однако это объяснение, по признанию авторов открытия, представляется маловероятным.

Кстати

Международная команда учёных применила новый метод гравитационного анализа, который позволил подтвердить теорию о существовании на Марсе огромного океана в его далёком прошлом. Работа исследователей опубликована в журнале Icarus, а коротко о ней рассказывает Phys.org.

Денис ПЕРЕДЕЛЬСКИЙ.