Екатерина Толдонова: Кино - это судьба
Любители мелодрам, комедий, боевиков знают яркую характерную актрису по фильмам и сериалам, среди которых - «Беспокойный участок», «Мушкетёры Екатерины», «Классик», «Новогодние сваты», «Чёрная комната». Но успешная карьера не помешала резко поменять амплуа - перейти в документальное кино, где её, как сценариста и режиссёра, ждал не меньший успех. Екатерина Викторовна достигла такого признания и авторитета у коллег, что её приглашают в жюри престижных кинофестивалей. О поворотах судьбы мы поговорили с Екатериной Викторовной в Симферополе, когда она возглавляла документальное жюри XIV всероссийского кинофестиваля «Человек, познающий мир».
- Вас невозможно представить в другой профессии: вы и кино давно неразделимы, а почему не сразу к нему пришли, Екатерина?
- Да, кино - судьба, от которой никуда не денешься. Но была попытка пойти по стопам родителей-историков, и я получила диплом Саратовского университета, а потом поняла, что мне интересно другое занятие. И вторым вузом стал Саратовский театральный институт, актёрское отделение. Окончив его, выходила на сцену Саратовского театра драмы. А потом был ВГИК. Сначала мастерская игрового кино. Снималась в художественных фильмах у хороших режиссёров, с прекрасными актёрами. Попробовала себя и в режиссуре: сняла короткометражный фильм «Дуэль» - о фехтовальщиках. Потом в соавторстве с мужем Геннадием Каюмовым, который, кстати, тоже окончил актёрское отделение ВГИКа, написала сценарий, и получилась полнометражная картина «Государыня и разбойник» о Екатерине Великой и Пугачёве. Фильм отмечен призами многих фестивалей.
- Обратила внимание, что начинается фильм словами немецкого философа Иммануила Канта о справедливости, как высшей ценности в обществе, а заканчивается словами Екатерины о Крыме. Очень символично, а ведь он вышел задолго до воссоединения Крыма с Россией 2014 году. Специально сделан такой акцент?
- Безусловно. У нас ведь после распада страны душа болела за крымчан, оказавшихся оторванными от исконной своей Родины. Как историк, не могла не подчеркнуть отношение к Крыму императрицы, которая первой назвала присоединённый ею к России полуостров лучшей жемчужиной в короне Российской империи. А как гуманист, обратила внимание на милость, проявленную государыней к бунтарю: Пугачёв скончался не в страшных муках, потому что палач, по её распоряжению и вопреки требованию судебной коллегии Сената, сначала отрубил ему голову, а потом уже четвертовал.
- Успех в игровом кино должен был вдохновить, но вы, оставив и актёрство, и режиссуру в нём, стали заниматься кинодокументалистикой. Почему?
- Во-первых, фундаментальное историческое образование даёт о себе знать. Во-вторых, документальное кино - самое острое и актуальное. Через него говоришь с обществом, и общество говорит с тобой. Я поняла, что именно это мне интересно. К тому же документальным кино стал заниматься и муж. Первой моей работой был сериал о разведке для Чешского телевидения. Военно-патриотическая тема стала абсолютно моей. Мне очень интересно работать в архивах, восстанавливать события. В 90-е годы, когда начинала, это было очень востребовано: активно рассекречивались документы. Классическая чистая кинодокументалистика стала любимым делом. Документальное кино живо реагирует на те вызовы, которые брошены нашей стране. Сейчас снимается много фильмов о возрождении России. Каждый ищет свою интонацию, рассказывая о происходящем. Документальное кино, в отличие от телевизионного, передаёт события через осмысление, а не просто как новости.
- Крымчанам будет интересно узнать, как работалось над фильмом о командующем Черноморским флотом Игоре Владимировиче Касатонове «Последний адмирал Советского Союза», отмеченным призами нескольких фестивалей, включая всероссийские «Золотой Витязь», который проходит в Севастополе, и «Человек, познающий мир».
- Наша команда студии «Юпитер XXI» очень увлечённо работала над созданием образа легендарного адмирала, благодаря которому после распада страны был сохранён Черноморский флот в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Мы с Геннадием Каюмовым написали сценарий, его режиссура, продюсер - Александр Герасимов, сопродюсер и оператор - Валерий Рябин. Знакомство с легендарным мудрым человеком, выдающимся военачальником - настоящий подарок судьбы. Нам очень дороги и зрительский успех, и награды, полученные на разных кинофестивалях, среди которых и Гран-при, и призы зрительских симпатий. Они свидетельствуют о том, что образ, созданный на экране, соответствует Личности нашего современника, для которого честь и достоинство русского воина незыблемы.
- Крым остаётся вашей съёмочной площадкой?
- Вне всякого сомнения. Здесь столько тем! К тому же мы этот замечательный край очень любим, даже живём теперь на два города: Москва и Ялта. Ещё до спецоперации начали снимать фильм о роли женщины на войне, среди героинь которого и крымчанки. Он называется «Война. Женский род». Снимали в разных российских городах, в том числе Симферополе, Севастополе, Евпатории, Керчи, Феодосии. Фильм о советских женщинах-военнослужащих, которые подлежали безжалостному истреблению, о чём говорят материалы Нюренбергского процесса, в которых есть показания, как инструктировали солдат Вермахта перед нападением на Советский Союз: «Если вы по пути встретите русских комиссаров, которых можно узнать по советской звезде и русских женщин в форме, то их немедленно нужно расстреливать». Наш фильм - попытка разобраться и понять - откуда у фашистов такая ненависть к советским женщинам? Война в русском языке - слово женского рода. И «победа» женского рода. И когда-нибудь будет поставлен памятник, посвящённый подвигу советских женщин. Родина-мать позвала их на борьбу, и они отдавали за неё свои молодые жизни. Крымчане увидят эту картину в конкурсной программе XV всероссийского кинофестиваля «Человек, познающий мир». В Ялте снимаем фильм «Гилёв». Это рассказ о том, как спорт, война, травмы, победы, пытки, допросы, издевательства над личностью переплелись в судьбе нашего героя Бориса Гилёва, в один момент потерявшего Родину, друзей, соратников, учеников. Но он не сломался, всё преодолел и встал в строй. Живя в Ялте и тренируя детей, он не прерывает связи с Родиной - Донбассом. Это очень важная для нас тема: Крым - передний край обороны. Премьерный показ запланирован на осень. Отечественное документальное кино должно пробуждать интерес к родной стране у молодёжи, стимулировать изучение её истории и культуры.
- Вы участвуете на кинофестивалях в разных регионах, представляя свои фильмы, оценивая работы коллег в жюри, растёт ли, на ваш взгляд, востребованность документального кино?
- В разных регионах по-разному. Растёт там, где руководители хотят видеть людей культурными, понимающими приоритет развивающего кино над развлекающим. И поддерживают кинофестивали документального кино, как, скажем, в Екатеринбурге, где уже тридцать три года проводится фестиваль «Россия». Там просто золотой зрительский фонд. В Москве на документальные фильмы ходят постоянные зрители. Они знают режиссёров-документалистов. Мир кинодокументалистов очень маленький. Фестивали открывают новых его «обитателей». Среди них и «КрымДок», и прочно обосновавшийся в Крыму с 2014 года «Человек, познающий мир». Они с каждым годом всё популярнее не только у кинематографистов, но и у зрителей. Но им нужна серьёзная поддержка государства. Здесь встречаются постоянные участники и дебютанты, которые не теряются рядом с мэтрами, а, порой, дают фору в чём-то. Я радуюсь тому, как молодые чувствуют время. Они смелее нас, у них нет комплекса академизма. А зрители на их картинах познают мир, знакомясь с людьми разных национальностей и профессий, посещая вместе с авторами разные уголки нашей страны и планеты. Каждая программа - уникальная! Огромный охват регионов, тем. Понимание руководством республики значения этих фестивалей для всестороннего развития личности пробудит интерес крымчан к документальному кино.