Таврида, Крым - Республика

5 Март 2022 1158
30 лет назад наша газета радовалась новому статусу региона.
30 лет назад наша газета радовалась новому статусу региона.

Мы уже привыкли за 8 лет, прошедших с момента возвращения полуострова в Россию, что наш субъект огромной страны называется Республика Крым. Так, по традиции истории страны, с 18 марта 2014-го именуемся, а за день до этого, 17 марта, также называть регион, объявленный после дружного референдума независимым государством, постановили депутаты бывшей Крымской автономии. Впрочем, статус просто Республики (не автономной, появившейся в 1921-м и возрождённой в 1991-м) у нас давний. В конце февраля исполнилось 30 лет с момента принятия Закона Крымской Автономной Советской Социалистической Республики «О Рес­публике Крым как официальном названии демократического государства Крым». А 19 марта 1918-го появилась Республика Таврида - Советская Социалистическая, официально - независимая, но стремящаяся остаться в составе Советской России. Мы перелистали архивные страницы «Таврической правды» и «Крымской правды», чтобы вспомнить, как это было.

Статус на месяц

Великая Октябрьская Социалистическая революция, случившаяся 25 октября
(7 ноября по новому стилю) 1917-го в Петрограде, до полуострова докатилась лишь к началу 1918-го. Нет, весть о свержении в столице Временного правительства и переходе власти к Советам рабочих и солдатских депутатов, крымские газеты, ещё частные, буржуазные, сообщили уже на следующий день после случившегося, а вот одобрения на полуострове революция вначале не нашла.
- Бабушка Лиза рассказывала мне, что на то сообщение многие симферопольцы прос­то негодующе отреагировали, - говорит историк Игорь Павленко. - Считали, что и без революции и смены строя забот хватало. Зачем надо было всё это разворачивать, если шла Первая мировая и уже многие россияне не дождались с фронта родных, а у нас на полуострове тогда только наладилась жизнь - предыдущий год был неурожайным и возникла угроза голода, а осень 1917-го порадовала обилием убранных пшеницы, винограда, фруктов. И, поддерживаемые обывателями, стали крымские Советы рабочих и солдатских депутатов вместе с членами общественных комитетов (гласные (депутаты) городских Дум, представители разных предприятий) принимать постановления, осуждаю­щие резкий переход власти. Но большевики не собирались оставлять полуостров без внимания: в конце декабря 1917-го в Севастополе, в начале января 1918-го в Симферополе появились Военно-революцион­ные комитеты, сообщившие обескураженным жителям, что «Великий переворот свершился, и города присоединяются к рабоче-крестьянской власти великой Российской Советской республики».
Вскоре появился и Таврический губернский комитет РСДРП(б), издававший нашу газету, «Таврическую правду» с 6 февраля (24 января по старому стилю), и Тавричес­кий Центральный исполнительный комитет, созданный на Всекрымском съезде Советов. А 19 марта руководитель ЦИК Жан Августович Миллер (в его честь в Симферополе 37 лет назад переименовали улицу Сухумскую в Новоромановке) объявил о появлении Республики Таврида. Точнее, вначале это была Таврическая Республика Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов - оригинальное имя, правда?! И 20 марта наша газета, в которой спешно появилась новая рубрика «По Республике Таврида» (так решили именовать регион редакторы Юрий Петрович Гавен, Наталья Алексеевна Александ­рова, Орион Христофорович Алексакис, Антон Иосифович Слуцкий, Виктор Алексеевич Шаталов, Дмитрий Ильич Ульянов, Владислав Александрович Кобылянский, Владимир Басенко и Георгий Яковенко), сообщила: власти полуострова приняли декрет о территориальном устройстве новой республики. Изначально состояла Таврическая рабоче-солдатско-крестьянская, Совет народных комиссаров (правительство) которой возглавил наш редактор Антон Слуцкий, из Симферопольского, Феодосийского, Ялтинского, Евпаторийского, Перекопского, Мелитопольского, Бердянского и Днепровского уездов. Но уже через четыре дня новая заметка в газете - решением руководства Советской России именовать новый регион, сформированный лишь из земель, расположенных на полуострове, Социалистической Советской Республикой Таврида. И приветствие уроженца бывшей Таврической губернии пет­роградца Ивана Дерксена опубликовали: «Многие лета новой, хоть и маленькой, но богатой Социалистической Республике Таврида».
Но «многие» тогда не получилось, как и запланированной жизни в составе Советской России: в первых числах апреля Антон Слуцкий просил Совет народных комиссаров РСФСР подтвердить, что «Крым не отходит к Украине», где произошёл госпереворот, поддержанный германскими интервентами. Ответил ему Нарком по делам национальностей Иосиф Виссарионович Сталин: «Крым к Украине не отходит, ни немцы, ни Киев на Крым не претендуют, забирая только материковую часть бывшей Таврической губернии». В реальности вышло иначе: уже 18 апреля 1918-го на территорию полуострова вступили и украинские части, и германские; Антона Слуцкого и товарищей по правительству казнили… Республика Таврида перестала существовать, а полуостров сполна испытал все ужасы и оккупации, и гражданской войны, и терроров.

«За» - 131, большинство

Тогда, в 1920-м, Советская Россия сумела вернуть полуостров, но спустя 34 года, уже в СССР, Крым, ставший из автономной республики прос­то областью, был передан из России в Украину.
- Тогда казалось, что ничего не изменилось, продолжает истории Игорь Павленко, - страна одна, большая, но прошло без малого четыре десятилетия и полуострову, вновь автономной респуб­лике, пришлось оказаться уже в независимой Украине. Правда, власти региона попытались провозгласить государственную самостоятельность и установить республиканский статус, но из Киева им напомнили, что «Республика Крым является автономной частью Украины». Так, в ожидании и борьбе за возвращение в Россию полуостров прожил более двух десятилетий, до весны 2014-го, «Крымской весны».
Но тридцать лет назад была эйфория: руководствуясь «дек­ларацией о государственном суверенитете Крыма и исключительным правом выступать от имени его народа, парламент ещё Крымской Автономной Советской Социалистической Республики (возрождённой на референдуме 20 января 1991-го) ввёл официальное название демократического государства Крым». Появилась Республика Крым.
26 февраля 1992-го соответствующий закон подписал тогдашний председатель Верховного Совета Крыма Николай Васильевич Багров. На следующий день закон опубликовала и «Крымская правда», радостно заметив в материале, рассказывающем о прошедшей сессии парламента, «Виват, Республика Крым». «Если днём воссоздания Крымской АССР можно считать 12 февраля минувшего года, когда были приняты соответствующие постановления и Закон Украинской ССР, то днём рождения Республики Крым должно стать 26 февраля 1992 года, когда наш Верховный Совет принял свой закон и своё постановление, - писала газета, рассказывая, что происходило в здании парламента. - Приступая к обсуждению проекта Конституции, депутаты никак не могли переступить через вопрос: чей это будет Основной закон? Какого государства? Мнение было только одно - Респуб­лика Крым. За это название и решили голосовать. Момент - исторический. Для принятия решения необходимо набрать конституционное большинство голосов - 131. Зал замер от неожиданности, когда на табло высветилась цифра 130 - не хватало единственного голоса. Всех выручил депутат из Симферопольского района А. Ф. Малиневский. «Я, сказал он, от волнения нажал не на ту кнопку», и попросил председательствующего переголосовать. Результаты голосования оказались таковы: «за» - 131 депутат, против - 4, воздержались 15 парламентариев».
Республика Крым появилась в истории, спустя три месяца принята её первая Конституция. Прошло ещё шесть лет, появилась другая Конституция, уже Автономной Республики Крым. Наименования Республика Крым нашему региону пришлось ждать долго, как и перемены страны, возвращения в Россию, к которой ещё в 1918-м льнула Республика Таврида.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.