Чем заменят Болонскую систему?

Образование

18 Июнь 2022 201
Андрей Фалалеев. Фото Анны Кадниковой.
Андрей Фалалеев. Фото Анны Кадниковой.

Вузы России больше не принимают участия в Болонском процессе: 11 апреля Болонская группа объявила о своём решении прекратить представительство России и Белоруссии во всех связанных структурах, сообщил замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев.

Болонская система образования представляет собой четырёхлетнее обучение в вузе (бакалавриат), по окончании которого студент получает степень бакалавра. Далее при желании может отучиться ещё два года и получить степень магистра. Что примечательно, студент может получить степень магистра по специальности, отличающейся от бакалавриата.

В Советском Союзе во всех вузах обучали по 5-6 лет, это называлось «специалитет».

Болонская система образования - концепция, принятая в 1999 году в едином учебном пространстве для ведущих европейских стран. В 2003 году началось внедрение системы в России. Переход нашей страны на Болонскую систему образования - попытка показать миру, что российские специалисты востребованы везде. Также вступление в Болонский процесс открывало перед российскими вузами возможность участия в международных

проектах, а студенты и преподаватели имели право на обучение по обмену в европейских университетах.

Целями Болонского процесса являются расширение доступа к высшему образованию, повышение его качества, расширение мобильности преподавателей и студентов, обеспечение успешного трудоустройства за счёт ориентированности квалификаций на рынок труда.

Образование не должно существовать отдельно от государственной системы. Главное сейчас - восстановить тесную связь между образованием и промышленностью, сообщил ректор Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Андрей Фалалеев.

«Я считаю, что Россия изначально свою образовательную систему строила с целью замещения дефицита, который образовался после развала Советского Союза, когда нарушились связи между реальным сектором экономики и вузами. Тогда российская система образования была вынуждена искать пути взаимодействия, потому что любая система образования не может существовать отдельно, она должна быть встроена в систему государства и приносить пользу экономике. Образование и промышленность должны быть тесно связаны. На мой взгляд, это самое главное, что нужно восстановить», заявил Андрей Фалалеев.

По мнению ректора КФУ, сейчас постепенно будут возвращаться к советской модели, когда вузы были заточены под реальные предприятия, но при этом важно будет сохранить гибкость.

«Сейчас система образования представляет собой две «лестницы», не пересекающиеся друг с другом. Бакалавриат и магистратура - одна «лестница», специалитет - другая. Я уверен, что сейчас будет создаваться система, когда эти «лестницы» будут пересекаться. И нынешняя система экономики требует ступенек. Сейчас никто не может позволить себе планировать даже на пять лет, потому что практически невозможно понять, какие направления подготовки будут востребованы через такой срок», - считает Андрей Фалалеев.

Также ректор отметил, что в такой гибкой системе развития науки и экономики удобнее получать знания короткими промежутками. Он добавил, что в текущем году никаких изменений в дипломах выпускников не будет.

Маргарита ГЕРМАН.