Как бороться с мисселингом

18 Август 2021 877

Сегодня спектр банковских продуктов и услуг в России и, в частности, в Крыму представлен довольно широко. Однако каждый такой продукт имеет свою специфику и далеко не всегда человеку в банке детально разъясняют его суть и риски. А иногда и намеренно под видом одного продают другой. Это так называемый мисселинг. Специалисты Крымского отделения Центрального банка России рассказали, как его распознать и правильно распорядиться своими средствами.

Предупреждён - значит вооружён

Ситуации, когда потребитель приходит в банк открыть вклад или оформить кредит, а его уговаривают подписать совсем другой договор или навязывают дополнительные услуги, встречаются достаточно часто.
Чтобы помочь потребителю разобраться «на берегу» в особенностях вкладов, страховок, счетов эскроу, по рекомендации Банка России многие банки начали выдавать паспорта финансовым продуктам. Они представляют собой документ, в котором потребитель сможет найти подробную и доступную информацию с полной характеристикой и особенностями этих продуктов, а также рисках, связанных с их приобретением. Ознакомление с паспортом может уберечь человека от покупки одного продукта под видом другого. Он несёт исключительно информационно-разъяснительный характер и должен предоставляться клиенту перед подписанием основного договора.
Некоторые паспорта финансовых продуктов уже внед­рены и на страховом рынке - например, есть информационные документы о полисах инвестиционного страхования жизни. Поступательно будут внедрены и остальные. Обсуждается и введение меры ответственности на тот случай, если потребителю не будет предоставлен паспорт продукта.

Как вернуть деньги?

Если вам всё-таки навязали ненужную услугу, то у вас есть возможность отказаться от неё и вернуть свои деньги. Это стало возможно после внесения поправок в Закон «О потребительском кредите (займе)». Изменения закрепили «период охлаждения» - это отрезок времени, в течение которого человек может отказаться от навязанных дополнительных услуг при заключении кредитного договора.
Такой период составляет 14 календарных дней и распространяется на любые дополнительные услуги, которые заёмщик был вынужден приобрести вместе с заключением договора потребительского кредита или займа.
Чтобы вернуть уплаченные за навязанную услугу деньги (за вычетом фактически понесённых расходов на её оказание к моменту отказа), нужно обратиться с заявлением к поставщику услуги: кредитору или третьему лицу. При отказе в выплате человек вправе направить требование о возврате денежных средств кредитору, который в свою очередь будет обязан выплатить заёмщику деньги или сообщить об отказе с обоснованием причин.
Кроме того, закон запрещает обязывать потребителя приобретать за отдельную плату дополнительные услуги при оформлении кредита или займа.
Изменения в этом законе также запрещают кредиторам заранее проставлять в договоре «галочки» и другие отметки о согласии заёмщика на оказание ему дополнительных услуг. Таким образом, человек сможет сам выбрать нужные опции.
Если кредитор не выполняет или нарушает свои обязательства, человек может обратиться с жалобой в интернет-приёмную Банка России.
.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.