Минус четверть миллиарда

31 Июль 2021 826
Николай Кириченко и Виктор Сергеев (слева направо) смогли обеспечить полуостров мясом птицы.
Николай Кириченко и Виктор Сергеев (слева направо) смогли обеспечить полуостров мясом птицы. Фото автора.

А может даже и больше потерял Крым с перестройкой и дальнейшим развалом Советского Союза. И это только курятины. Четверть миллиарда, 250 миллионов мясных цыплят в год. Именно столько по научным расчётам должны были вырабатывать наши птицефабрики в год. Программу «Проблемы развития птицеводства в Крыму до 2000-го года» разработал доктор сельскохозяйственных наук Виктор Александрович Сергеев, тогда ещё и заместитель директора Научно-исследовательского института птицеводства УССР. А попросил его об этом Николай Карпович Кириченко, первый секретарь Крымского обкома (1967-1977), будущий Герой Социалистического труда (звание получено в 1977-м, за крымские успехи) и Почётный крымчанин (в 2000-м, посмертно). Об этих двух энтузиастах, преданных делу, о программе птицеводства рассказывал наш фотокорреспондент Николай Николаевич Бондаренко.

Если с тёзкой Николаем Карповичем журналист познакомился по долгу службы, то Виктор Александрович сам пришёл в редакцию и попросил о необычном.
- Не смогли бы вы сфотографировать разбитое и вылитое на стекло куриное яйцо?, - с улыбкою рассказывал Николай Николаевич. -
И я самоуверенно заявил тогда: да, запросто! Стекло нашлось в редакционной фотолаборатории, а коробочку с яйцами гость принёс с собой и рассказывал мне, что все птицеводы мира заняты решением проблемы повышения процента выводимости цыплят в инкубаторах. Якобы треть яиц не даёт потомство, а приносит только многомиллиардные убытки. Причину выяснили: некоторые куры несут яйца с жидким белком, который не способен удерживать желток с эмбрионом. В инкубаторе желток просто перегревается и эмбрион погибает. Увы, явление это наследственное, - говорил учёный в то время, пока я всяческими способами пытался сфотографировать разбитое на стекле яйцо. Но жидкость имела форму полусферы, в которой невероятными преломлениями играл свет.
Но наш фотокорреспондент был настоящим профессионалом, через час напряжённой работы и множества сантиметров плёнки он всё же сумел сделать нужный кадр.
И этот снимок вошёл в историю, неоднократно печатался в отечественных и иностранных птицеводческих журналах. А между учёным, генетиком птицеводства, и журналистом зародилась дружба. Вскоре на полуостров назначили нового первого секретаря обкома, который быстро познакомился с обоими, и началась работа. Николай Бондаренко фиксировал для истории, Николай Кириченко, Виктор Сергеев и многие другие созидали для Крыма.
- Неординарный учёный познакомился с неординарным, я бы сказал, гениальным организатором, человеком широкой души - первым секретарём, - вспоминал наш фотокорреспондент. - Они мечтали накормить крымчан и гостей полуострова дешёвым диетическим мясом птицы. Многие крымчане ещё помнят времена, когда прилавки магазинов были буквально завалены бойлерами, утками, гусями, перепелами, тушками, субпродуктами, консервацией из мяса птицы. Как-то в специализированном магазине на Карла Маркса я сфотографировал группу людей, которые покупали и грузили в мешки, наверное, сотню килограмм мясных цыплят, скупали клетки яиц. Люди вокруг только улыбались, никто не возмущался: раз берут, значит, надо, а у нас этого полно, закончится - через час подвезут свеженькое.
Наш журналист поинтересовался, зачем им так много, праздник? А в ответ услышал: «Мы шофёры из Одессы. У вас тут кур завались, а у нас не купишь. Вот и берём, вскладчину, на несколько домов». Узнав об этом, увидев фотографию тёзки-фотокорра, Николай Карпович «от души хохотал. Его радовал приоритет крымчан в развитии птицеводства. К слову, птица тогда в общем производстве мяса составляла около 30%. Это был показатель, соответствующий мировым стандартам».
Коллега вспоминал, что оба его товарища буквально фонтанировали идеями: учёный несколько раз летал в Японию, где закупал суточных цыплят уникальных пород, самолётом переправляя их в Крым. Строились десятки птицефабрик мясного и яичного направления, утиные фермы, гусиный комплекс… Затраты окупались быстро, прибыль росла, а прилавки магазинов ломились от вкусного диетического мяса. Потом пришла перестройка, не стало Союза и птицеводческая мощь полуострова пошатнулась, рухнула, о комплексах, птицефабриках (под Симферополем была крупнейшая «Южная»), пришлось забыть, как и о вкусном и качественном продукте. Иные времена. Сегодня чуть начали возрождать птицеводство, но стоимость курятины в магазинах не снижается, местных уток, гусей в продаже встретишь разве на рынке, а тут недавно ещё пришло сообщение, что китайские импортёры выкупили годовой объём лапок, шей и голов кур, что выпускаются на полуострове. Радует, конечно, что иностранцы считают нашу продукцию «премиум класса», но и свои бы прилавки магазинные «завалить» мясом птицы, как было лишь полвека назад.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.