Губернаторская память

23 Март 2021 947

Когда наша страна называлась Российская империя, в честь некоторых руководителей регионов, губернаторов, генерал-губернаторов, особо отличившихся добрыми делами, называли улицы населённых пунктов. Были такие и в Симферополе - центре Таврических области и губернии. Но сменилась политическая эпоха, сменились и названия - новые герои, которые дали имена, часто даже и не бывали здесь, свои же, местные созидатели, были позабыты. «Крымская правда» постаралась вспомнить. В выпусках рубрики за 9, 16, 25 февраля, за 2, 10, 16 марта мы рассказали о судьбе Таврической области, появлении губернии, об их императорских покровителях, Екатерине Второй и Александре Первом, о радетелях о полуострове генерал-губернаторах Екатеринославской и Таврической, Новороссийской и Бессарабской губерний Григории Александровиче Потёмкине и Михаиле Семёновиче Воронцове, о первых областных правителях Василии Васильевиче Коховском (Каховском) и Семёне Семёновиче Жегулине (Жигулине). В память об императрице и генерал-губернаторах когда-то назывались симферопольские улицы, с императором и правителями нынешние уличные и микрорайонные названия связаны лишь отчасти. Руководителям же Таврической губернии, коих с 1802-го по 1917-й было 23 человека, «повезло» ещё меньше: улицу в Симферополе назвали только в честь одного. Впрочем, были когда-то в городе улицы, названные в честь «всей и всех», - Губернская и Губернаторская. Первая появилась в 1891-м и просущест­вовала до 30 мая 1924-го, когда большевики дали ей имя уроженца Мариенталя (Горностаевки Ленинского района) Андрея Ивановича Желябова, казнённого в 1881 году за подготовку покушения на императора Александра Второго. Губернаторская же улица - одна из первых в Симферополе, появилась в 1839-м (исчезла в 1924-м), по ней на службу, осматривать город или в губернские присутственные места ездили в конных экипажах руководители региона, а в доме, что одной стороной выходил на эту улицу, - жили, принимали решения. Теперь она - Пролетарская, а та, соседняя, бывшая Бульварная, единственная названная в 1902-м в честь губернатора, Петра Михайловича Лазарева, ныне носит имя никогда не бывавшего здесь Владимира Ильича Ленина.

Григорий Милорадович - первый наш губернатор.

Григорий Милорадович

История Таврической губернии началась 8 октября (по старому стилю) 1802 года - решение о её создании и возвращении главному городу имени Симферополь принял внук императрицы Екатерины Великой Александр Первый. Спустя пять дней назначил и первого губернатора нового региона - Григория Петровича Милорадовича, к работе он приступил в декабре. Уроженец Чернигова родился 8 января 1765-го в семье Софии Семёновны и Петра Степановича - единственный сын, младшими были Анастасия и Мария. Отец будущего губернатора воевал в русско-турецкую войну и полководец Василий Михайлович Долгоруков-Крымский (его имя улице удалось возвратить) отзывался о нём по-доброму. На службу в Гренадёрский полк был записан и восьмилетний Григорий, но в 13 уже отправился на учёбу в Германию, слушал лекции в Кёнигс­бергском, Гёттингенском, Лейпцигском университетах, потом особо вспоминал похвалы философа-преподавателя Иммануила Канта, а во Франции, где изучал основы военного дела - приём у королевской четы Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Вернувшись в Россию, четыре года прослужил в Курском пехотном полку, попросив отставки по состоянию здоровья. Почти 9 лет занимался почтовыми делами, будучи почт-директором на северо-западе и юге страны, сумев увеличить доходы ведомства на несколько тысяч в год, позже служил генеральным судьёй в Малороссии. За усердие награждён орденами Святой Анны и Святого Владимира, последний получил перед самым назначением в нашу губернию.
Император Александр Первый, «подыскивая к службе людей, руководствующихся любовью к отчеству и чувствами чести», с радостью узнал, что назначение Григорий Пет­рович принял с «усердным побуждением и сразу выехал в губернию, вверенную ему».
С ним отправилась и беременная жена с маленькими детьми - дочь Елисавета родилась уже в Симферополе. У первого Таврического губернатора и супруги Александры Павловны было 13 детей, правда, Платон и Ольга умерли в младенчестве, но семерых сыновей - Александ­ра, Алексея, Иллариона, Дмитрия, Михаила, Сергея и Льва, и четырёх дочек - Софью, Варвару, Надежду и Елисавету вырастили. Возможно, большая семья или же какие-то домашние дела на Черниговщине помешали развернуться на посту губернатора: в августе 1803-го Григорий Милорадович вышел в отставку, посвятив жизнь развитию своих деревень, где строил избы и храмы для крес­тьян, а также выращиванию и торговле хлебом. Его не стало 19 мая 1828-го, спустя 10 лет в соборной церкви Троицкой Ильинской обители похоронили и супругу первого Тавричес­кого губернатора.
А в Симферополе в бытность его правления появились губернские присутственные места. 30 июня 1803-го, очевидно, именно Григорий Милорадович подписал приказ исполнительной экспедиции Таврического губернского правительства (так правление называли до 1839 года) об их открытии. В Государственном архиве Республики Крым сохранилось это решение: «Торжественно открыты и вступили в действие по делам до них относящимся - исполнительная и казённая экспедиции губернского правительства, приказ общественного призрения (управление школами, приютами, больницами, гос­питалями и тюрьмами. - Ред.) и врачебная управа. А также гражданский и уголовные суды».

Храм внучки

Первый губернатор прослужил меньше года, зато его заместитель - первый в истории Таврической губернии вице-губернатор Андрей Ильич Шостак занимал свою должность рекордные 14 лет - с 1802-го по 1816-й, когда сам по состоянию здоровья попросился в отставку.
О нём известно немного - даже портрет не сохранился, родился 10 августа (по старому стилю) 1758 года в семье Марии Васильевны и Ильи Афанасьевича Шостак. По примеру отца и дедов стал военным в Севском пехотном полку, участвовал в русско-турецких вой­нах, кавалер ордена Святого Владимира. Орден Святой Анны получил уже за службу вице-губернатором, занимался обустройством крымских степных татар - ногайцев. А в Сарабузе (Гвардейское) были у него мельница и фруктовый сад. Андрея Ильича не стало 27 октября 1816 года. Жена Елизавета Яковлевна, с которой они воспитали четверых сыновей и пять дочерей, похоронила любимого на первом христианском кладбище (находилось в районе нынешних улиц Крылова, Караимской и Севастопольской, уничтожено к тридцатым годам прошлого века). Ныне могила утрачена, но стараниями краеведа Арсения Ивановича Маркевича, основателя Таврической учёной архивной комиссии, сохранилось описание памятника - «Из белого камня, с как бы недостроенной верхней частью, и надпись на мраморной дос­ке». Надпись, со ссылкой на «Известии Таврической учёной архивной комиссии» за 1918 год, приводится на портале «Генеалогическая база знаний», она гласила: «Прохожий, не страшись, взгляни на гроб сей слёзный, здесь сокрывается, увы, супруг любезный. Здесь вечным сном уснул бесценнейший отец, пример смирения, душ добрых образец. Хотишь ли знать его, прохожий, жизнь, деянья? Прочти, прочти сии несложные начертанья. Сей муж зла убегал, добро творить любил, в нём помощь скорую несчастный находил, в нём друга верного имела дружба. Полезным быть другим была его вся служба, он не был награждён богатством в мире сем, но нужде помогал всегда чем мог во всём, никто из знаемых не уходил без пищи. Но много выхвалять есть лесть, довольно строк - се добродетель спит, беги, беги, порок. На месте сем погребён действительный статский советник и кавалер Андрей сын Ильин Шостак. Родился 1758-го года августа 10-го скончался 1816 года октября 27 дня. Любезнейшему праху последнее воздание от жены и детей».
А в память о внучке вице-губернатора, 16-летней Анне, умершей 26 декабря 1842 года, на другом кладбище (тогда - втором христианском, ныне именуемым первым гражданским, за Центральным рынком) появилась церковь Успения святой праведной Анны (ныне - церковь Всех святых). Как рассказывают священно­служители храма протоиерей Алексей Астапов и протоиерей Владимир Кашлюк, освящён он был 14 июня 1864-го (единственный в Симферополе, что никогда не закрывался, даже в годы гонений. - Ред.). Сюда из левого придела Александ­ро-Невского кафедрального собора перенесли иконостас, и имя церкви дали то, что носил левый придел. Его в 1844-м устроила вдова, полковница Александра Андреевна Бражникова (дочь вице-губернатора) в честь святой, что была небесным покровителем её умершей дочки Анны - внучки Андрея Шостака. Аннинским храмом церковь называют порой старожилы Симферополя - хоть так сохраняется память о потомках вице-губернатора и о нём самом. О людях, что «с любовью к Отечеству и чувствами чести» служили нашей Таврической губернии и её центру, Симферополю, в первые годы их нового статуса.
О других губернаторах, о сделанном ими для столицы, о жизни региона в XIX веке «Крымская правда» расскажет в следующих выпусках рубрики.

Кстати

Это сегодня на полуострове женщин большинство - на тысячу дам приходится менее 900 джентльменов, а раньше всё было наоборот: к примеру, в молодом Симферополе в начале позапрош­лого столетия на полсотни мужчин приходилась всего одна женщина. Да и вообще народу было поменьше: «жителей мужского пола (учитывали лишь их. - Ред.) дворянства 66 человек, нижнего состояния - россиян 360, татар 256, греков 42, армян 31, евреев 32, турецких подданных - 25, а всего, за исключением полка, - до тысячи человек». Эти данные в 1803 году приводит Павел Иванович Сумароков в книге «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду».

Наталья БОЯРИНЦЕВА.