Загородная неудача

1 Март 2021 622

апролпл

Имение в Массандре далеко не сразу стало принадлежать семье императора.
В середине XIX века им владела семья Воронцовых. Граф Михаил Семёнович построил двухэтажный особняк с обширной верандой, разбил сад и дорожки для прогулок в окружающих лесах. Однако в 1878 году случилась страшная буря - пришлось строить новый дом. Уже Семён Михайлович Воронцов пригласил французского архитектора Этьена Бушара. Но и он не успел закончить проект - скончался раньше. Вскоре умер и Семён Воронцов, завещав поместье своей супруге, а она передала его на условиях пожизненной ренты Екатерине Андреевне Балашовой. И только после этого дворец стал частью истории им­ператорской семьи. Александр III любил Крым и старался приезжать сюда, поэтому дом в Массандре оказался кстати. Только его нужно было перестроить.


Фактически дворец начал свою жизнь в 1902 году. Здесь появились дополнительные галереи, террасы, балконы. Новый архитектор - Максимилиан Месмахер - выбрал стиль раннего барокко - французских правителей, в частности Людовика XIII.
Николай II в память об отце закончил дворец, были завершены отделочные работы, но особого интереса к Массандре молодой царь не проявлял. Он чаще останавливался в Ливадии. Вот и получается, что владельцы и создатели этого красивого здания постоянно менялись, оно было словно неприкаянное.
При Советской власти лучше не стало. Дворец, как тогда было принято, нацио­нализировали. Позже организовали санаторий для больных туберкулёзом. Пос­ле Великой Отечественной вой­ны тут разместился НИИ «Магарач», который занимался исследованиями в области виноградарства. Но вскоре Массандровский дворец сделали государственной дачей. Свидетельство тому - роспись на потолке, исправно закрашенная чьими-то старательными руками. Генсеки по-своему видели дворец. Роспись талантливых мастеров царской России им не нравилась. Сейчас понемногу он