Загородная неудача
апролпл
Имение в Массандре далеко не сразу стало принадлежать семье императора.
В середине XIX века им владела семья Воронцовых. Граф Михаил Семёнович построил двухэтажный особняк с обширной верандой, разбил сад и дорожки для прогулок в окружающих лесах. Однако в 1878 году случилась страшная буря - пришлось строить новый дом. Уже Семён Михайлович Воронцов пригласил французского архитектора Этьена Бушара. Но и он не успел закончить проект - скончался раньше. Вскоре умер и Семён Воронцов, завещав поместье своей супруге, а она передала его на условиях пожизненной ренты Екатерине Андреевне Балашовой. И только после этого дворец стал частью истории императорской семьи. Александр III любил Крым и старался приезжать сюда, поэтому дом в Массандре оказался кстати. Только его нужно было перестроить.
Фактически дворец начал свою жизнь в 1902 году. Здесь появились дополнительные галереи, террасы, балконы. Новый архитектор - Максимилиан Месмахер - выбрал стиль раннего барокко - французских правителей, в частности Людовика XIII.
Николай II в память об отце закончил дворец, были завершены отделочные работы, но особого интереса к Массандре молодой царь не проявлял. Он чаще останавливался в Ливадии. Вот и получается, что владельцы и создатели этого красивого здания постоянно менялись, оно было словно неприкаянное.
При Советской власти лучше не стало. Дворец, как тогда было принято, национализировали. Позже организовали санаторий для больных туберкулёзом. После Великой Отечественной войны тут разместился НИИ «Магарач», который занимался исследованиями в области виноградарства. Но вскоре Массандровский дворец сделали государственной дачей. Свидетельство тому - роспись на потолке, исправно закрашенная чьими-то старательными руками. Генсеки по-своему видели дворец. Роспись талантливых мастеров царской России им не нравилась. Сейчас понемногу он