Посиделки

9 Сентябрь 2021 523

«Много званых, но мало избранных»

Часто слышим это выражение, но, судя по письмам наших читателей, не всего его понимают. В 14-ю седмицу по пятидесятнице самое время разъяснить его. Потому что в этот день на Богослужении читается евангельское зачало с повествованием притчи Господа, объясняющей не только апостолам, но и всем нам, каково наше призвание, цель христианской жизни, цель каждого разумного человека.

Обратимся к проповеди протоирея Дмитрия (Сизоненко).

Богатство евангельской идиоматики в том, что какие-то привычные выражения, которые, исходя из нашего здравого смысла, мы понимаем одним образом, в устах Бога приобретают совершенно другое звучание.

Притча обращена, прежде всего, к старейшинам, к первосвященникам, то есть к духовной элите народа Израиля. К той элите, которая отвергла Мессию и не хочет Его принимать, более того - уже вынесла смертный приговор. Именно поэтому в Евангелии от Матфея эта притча сопровождается некоторыми элементами насилия, которых нет в других Евангелиях. Это намёк на разрушение Иерусалимского храма, который в 70 году будет разрушен римлянами, и на те гонения, которым будет подвергаться первые общины христиан.

Итак, Иисус Христос сравнивает Царство Божие с историей царя, который устроил свадебный пир для своего сына. Вот он посылает слуг позвать приглашённых. Реакция приглашённых такова, что они отказываются принять это приглашение. Одни из них разошлись и стали заниматься своими повседневными делами, другие - издеваются и убивают посланников. Ответ царя не заставляет себя ждать: он разгневался и посылает своё войско, чтобы казнить убийц и предать огню их город.

После того как первые слуги погибли, царь посылает следующих слуг, для того чтобы они позвали всех, кто будет находиться по закоулкам, на площадях городов. Таким образом, Отец зовёт действительно всех людей войти на этот брачный пир. Отказ человека не отменяет безграничной любви Бога. Бог остаётся верен своей любви.

И зал быстро наполняется. Понятно, он наполняется людьми хорошими и людьми злыми, людьми достойными уважения и самыми последними бродягами, потому что Отец, как солнце, которое сияет на добрых и злых, как небо, которое проливает дождь и на праведных, и на неправедных. Никто не праведен перед Богом, никто не достоин. Единственная возможность оказаться на этом пире - принять приглашение и броситься в объятья Бога. Только благодать способна человека преобразить.

Бог милостив и рад принять всех. Но милость Бога, Его приглашение еще не дает гарантии на то, что человек избежит последнего суда. Поэтому это притча о Страшном суде. То, что мы принадлежим Церкви или ведём праведную жизнь, нам ещё не гарантирует, что на Страшном суде нас не будут ожидать сюрпризы. Последний выбор принадлежит всегда Богу. Эти слова звучат в устах Христа, как некое предупреждение, предостережение.

Число званых и число избранников не совпадает. Поэтому, чтобы оказаться в числе избранников, старайтесь входить через тесные врата, через маленькую дверь, о существовании которой знают немногие. Но войти в неё можно только обновлением ума и новым рождением.

Не хухры, и не мухры

Что называется, крошка сын пришёл к отцу, и спросила кроха… Мой застенчивый мальчонка не решился спросить у учительницы, обронившей фразу: «Это тебе не хухры, и не мухры», что она означает, а стал меня пытать, я же толком и сам не знаю, хотя выражение это слышал. Надеюсь, с вашей помощью и сам просветиться, и сына в недоумении не оставить.

Андрей Д.

Саки.

Нетрудно догадаться, что речь идёт о чём-то не простом и не о ерунде какой-то, а о чём-то важном, значительном. Откуда есть пошло это самое «хухры-мухры», словари подскажут. Владимир Даль приводит глагол «хУхрить». С ударением на первый слог. «Хухрить волосы. Приглаживаться щегольком». От него образованы существительные - хухря и хухряй: нечёса, растрёпа, замарашка. А хухринь - щеголёк. Слова «мухры» не находим, но есть «мухрыга» - замарашка, неряха, невзрачный. То есть, значение у этих слов одно и то же. А стали их употреблять в паре, скорее всего, для усиления. И ударение в первом слове переместилось на второй слог. Отсюда вывод: «НЕ хухры-мухры» - значит, аккуратный, не растрёпанный, не замарашка какой-нибудь.

А аккуратный, вполне приличный, держащий себя на высшем уровне. В активном употреблении это выражение встречается не так уж часто. Считается не литературным, а просторечным. Подчёркивает эмоционально-экспрессивный смысл разговорной речи, иронию: «Иван Петрович - большой начальник, а не хухры-мухры». И даже некоторую комичность, когда кто-то пытается им подчеркнуть свою значительность: «Я вам не хухры-мухры какой-то». Слышал как-то такое даже о неодушевлённом предмете: «Подарил шефу дорогую вещь, а не хухры-мухры, как другие». Выражение это к нам из глубины веков пришло и до XIX века было в активном русском словаре. Смысл его и сейчас не поменялся. А есть, кстати, и другие примеры. Задумывался ли кто-то из вас, откуда взялось нынче широко употребляемое «скрин» и образованное от него «скриншот» - снимок экрана компьютера или мобильного устройства? Викисловарь объясняет, что «скриншот» - русский перевод английского термина «screenshot», в котором читаются два слова: «screen» и «shot». В переводе на русский - экран и снимок. Так-то оно так. Вот только нигде не упоминается, что словом «скрин» наши предки называли сундук, короб и ларец. Такой интересный экскурс в былые российские времена.

А нынче мы многие свои слова забываем, гостеприимно принимая иностранные. Хорошо, когда к месту их употребляем.

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов.

О самом святом с болью…

Речь о местах упокоения. Точнее - о кладбищах, где покоятся немцы и евреи. Поскольку Тельманский и Биюк-Онларский районы (сейчас это территория Красногвардейского района) были немецкими национальными, а в его структуре был еврейский национальный сельский Ротендорфский Совет (ставший Восходненским), основное население здесь было именно этих национальностей. Судьбы их были трагическими: жители сёл Берлин, Мешень, Адаргин, Нейгофнунгшталь, Маре (Нахимово, Плодородное, Владимирово, Мускатное, Марьяновка) и многих других были депортированы. А еврейское население сёл Най-Лебен (Восход), Ротендорф (Климово), Фрайфельд (Знаменка) в период фашистской оккупации 1941-1944 годов было расстреляно. Послевоенные миграционные волны радикально изменили национальный состав жителей, и сегодня мы наблюдаем забвение тех, кто так много сделал для освоения целинной степи северного Крыма. Выражается это наглядно в состоянии памятников. Многие из них разрушены, превращены во фрагменты с надписями имён немецкой готической вязью и на идиш.

Позабыты, позаброшены в селе Чапаево даже могила отца Героя Социалистического Труда, четырежды кавалера ордена Ленина, легендарного председателя колхоза «Дружба народов» Ильи Егудина, в Восходе - трёх председателей колхоза 1930-1949 годов. В непотребном состоянии и памятник на кладбище в селе Петровка Петру Семёновичу Переверзеву - человеку-эпохе, руководителю колхоза-миллионера, экономика и социальное развитие которого опережало на десятилетия тысячи хозяйств УССР. Родственников нет рядом, или вообще уже в живых. И превратились эти святые места в нечто, напоминающее больше скотомогильники или свалку оград, постаментов. Есть случаи и сейчас вандализма на этих святых местах: снимают металлические оградки, чтоб сдать в металлолом. Сторожа нет, помешать кощунству некому.

И нет до этого дела ни властям, ни национально-культурным автономиям, которые сосредоточились на проведении праздников, смотров. Дело это хорошее, традиции сохранять надо. Но самая важная традиция всех без исключения народов - память о предках. Забудем мы их, забудут и нас потомки. Дурной пример, как известно, заразителен.

Николай ГОТОВЧИКОВ, автор книг «Евреи-колхозники», «Берлин - в центре Крыма», «Биюк-Онларский, Тельманский, Красногвардейский».

Какого цвета совесть у «жёлтой» прессы?

Имею в виду тех, кто выпускает бульварные издания с низкопробными текстами, основанными на сплетнях о жизни известных людей. Приличный человек побрезгует взять в руки эту, во всех смыслах, дешёвку.

Не обращала на неё внимания и я. Но витрина киоска «Крымсоюзпечать» в центре города не могла не броситься в глаза (на снимке лишь красноречивая часть её). А рядом с не менее кричащими заголовками: Алла Пугачёва: «Муж променял её, рыжую бестию… на скромную красавицу Ротару». Максим Галкин: «У Пугачёвой есть волшебная палочка: сегодня Алла - пенсионерка, а завтра - девочка».

С соответствующими неприличными фотографиями на ярких обложках журнала «Тайны звёзд». Всё это вполне тянет на наказание (к сожалению, не на уголовную ответственность) по статье «Оскорбление» Кодекса об административных нарушениях. В ней прописано: «Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершённое публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определённых, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 700 тысяч рублей».

И там же: «Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей».

Как тут ни воскликнуть - и только-то?! Да для доходов «жёлтых» изданий это сущие копейки.

И можно ли измерить штрафами любого размера тот беспредел, который позволяют себе издатели макулатуры, выставленной на всеобщее обозрение? Продажа этого чтива разве не является «непринятием мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации?». Пиво подростку не продадут, а эту порнографию духа - пожалуйста!

А вот газету «Культура» днём с огнём, что называется, в Симферополе и других крымских городах не отыщешь. Потому что киоскёры берут её «под заказ»: один-два экземпляра для тех, кто об этом уж очень просит. Знаю это наверняка, потому что сама так покупаю. Кстати, «Крымская правда» в Коктебель приходит в единственный в посёлке киоск в количестве двух экземпляров даже в курортный сезон. В Евпатории, по свидетельствам киоскёров, газету за пятницу можно купить лишь во вторник. Кто-то решил, что народу нужна первой свежести только осетрина, а уж никак не новости.

Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно, как говаривал незабвенный Михаил Юрьевич Лермонтов. И восклицание Бориса Пастернака «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» вполне уместно. Только без «милые» - обращения поэта к детворе. К попустительствующим вопиющему безобразию ласковое слово никак не подходит.

Невольно напрашивается вопрос, уж извини, читатель, какой кусок мозга вырезали тем, кто позволяет себе поинтересоваться этим в отношении известной тяжелобольной актрисы…

Родить Моцарта?

Говорят, есть методика воздействия музыки на детский плод. Мне это интересно, потому что жду ребёнка, и хочу, чтобы он  родился с музыкальными способностями.

Эльвира Т.

Раздольное.

Многие музыканты, среди которых - дирижёр Борис Бротт, композиторы Артур Рубинштейн, Иегуди Менухин, утверждают, что их интерес к музыке пробудился ещё до рождения. Этим заинтересовались специалисты.

В Московском детском центре восстановительного лечения провели исследования, которые показали, что с четырёх месяцев плод хорошо слышит и реагирует на звуки. Экспериментально установлено, что музыка Вивальди вызывает расслабление, а музыка Бетховена возбуждает, и создана специальная методика для будущих мам.

Звуки классической музыки оказывают благотворное воздействие на физическое развитие, на формирование  интеллекта и творческих способностей малыша. В любом случае, от того, что будущая мама будет слушать классическую музыку и петь по несколько минут в день, будет только польза.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.