Камнями памятников не заменить

10 Июль 2021 161
Мхом покрывающиеся закладные камни.
Мхом покрывающиеся закладные камни.

Если верить пословице - обещанного три года ждут. А с той поры, как было решено установить в крымской столице памятники почётным гражданам нашей республики композитору Алемдару Караманову и писателю Анатолию Домбровскому, минуло уже целых двенадцать. И, судя по всему, волнует это только первого министра культуры Крыма, учредителя и почётного председателя Ассоциации заповедников и музеев Вячеслава Пересунько.

- Решения об увековечении памяти наших выдающихся земляков, внёсших значительный вклад в сокровищницу крымской и российской культуры, издавались Верховным Советом АРК с октября 2007 года, - напоминает Вячеслав Петрович. - 10 апреля 2009 года обязанность выполнить все предписания возложил на себя своим решением Симферопольский горсовет. В том же году 6 июня на отведённых местах установили закладные камни. Анатолию Домбровскому - в Комсомольском (теперь ему возвращено историчес­кое название Семинарский) сквере, Алемдару Караманову - возле здания музыкальной школы №2 на улице Жуковского. За прошедшее с тех пор время в городе появился не один памятник. А закладные камни продолжают зарастать травой и покрываться мхом.
Напомним, что наши выдающиеся современники родились в Крыму, здесь создали свои шедевры литературного и музыкального искусства. Заслуги их перед Отечеством можно перечислять долго. Мы сделаем это коротко. Анатолий Домбровский - автор 24 романов, 18 повестей и сборников рассказов, яркий публицист и общественный деятель. Был 17 лет председателем правления крымской организации Союза писателей Советского Союза, в 1991-м году основал Союз русских, украинских и белорусских писателей, сплотив крымских литераторов. Учредил и возглавил редакцию журнала «Брега Тавриды». Пять созывов подряд был депутатом Симферопольского горсовета, четверть века - заместителем председателя крымского отделения Комитета защиты мира и председателем Крымского Фонда мира. Заслуженный деятель искусства АРК, трижды лауреат Государственной премии АРК и многочисленных литературных премий. Награждён орденом «Знак Почёта».
Алемдар Сабитович Караманов - композитор с всемирной известностью, ставший классиком при жизни. Среди многочисленных грандиозных симфоний - сочинения на тему истории Крыма: оратории «Легенда-быль Аджимушкая», «Аджимушкай, «Херсо­нес» и Гимн республики. Его произведения исполняют крупнейшие симфонические оркестры разных стран, знаменитые и молодые музыканты. При жизни Мастера в Крыму проводились международные конкурсы, на которых он благословлял будущих знаменитостей.
Ни Караманов, ни Домб­ровский славы не искали, она сама пришла к ним, даровитым людям, о которых говорят - Бог в темечко поцеловал. Они просто делали то, что любили, что было для них смыслом жизни, и помогали этот смысл обрести другим.
Все пункты постановлений Верховного Совета АРК перечислять не будем. На бумаге всё выглядит убедительно: конкретные памятные мероприятия, предписание Совмину ежегодно утверждать сметы расходов на них и на организацию установки памятников, и памятных досок на домах, где они жили.
Посмотрим, что выполнено. Доски установлены. Домбровскому - и на доме, где жил, и где работал. Караманову - над подъездом дома, в котором жил с рождения и писал гениальную музыку, на улице им. Войкова, которую предписывалось переименовать в улицу его имени. Официально это сделано - теперь улица носит имя композитора, а не революционера. Вот только таблички поменять то ли забыли, то ли денег на это не нашли. И живут теперь люди вроде как на одной улице, а вроде как и на двух. Те, что в доме 8 - на улице Войкова, в примыкающем к нему доме 8/1 - Караманова, в 10-м - на Войкова, в 12-м - на Караманова. И это было бы смешно, когда бы не было так грустно…
Но главная забота и печаль не об этом.
- Для меня установка памятников - дело чести, - признаётся Вячеслав Пересунько.- И я постоянно напоминаю об обязательствах, которые должна выполнить админист­рация Симферополя. В прош­логоднем ответе за подписью заместителя главы городской администрации Э. Д. Мамедие­ва мне коротко сообщалось: «В соответствии с программой «Развитие культуры и культурного наследия» создание и установка памятников запланированы в 2021 году».
В начале года я решил уточнить, когда же именно произойдёт долгожданное событие, дабы общественности достойно к нему подготовиться.
И получил новый, уже пространный ответ за подписью
Э. Д. Мамедиева, в котором после сетования на финансовые трудности заявлено, что все мероприятия муниципальной программы, утверждённой в декабре 2015 года, «связанные с изготовлением и установкой памятных объектов за счёт средств бюджета городского округа Симферополь, перенесены на 2023 год». Как тут не воскликнуть: доколе же будут испытывать власти города наше с вами терпение? Где гарантии, что и через два года крымчане моего поколения, выросшие и воспитанные на книгах Домбровского и музыке Караманова, увидят монументы достойным людям?
Вячеславу Петровичу не до мелочей, а нам захотелось поинтересоваться, как собираются «развивать культурное наследие» создатели программы? То есть - созданные в прошлом творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурные ценности и желает сохранить их для будущего. Но это так, к слову…
По сути же, прав мой собеседник: памятников за двенадцать лет в городе появилось немало. В июле 2014 года, например, - Владимиру Высоцкому, на месте установленного в 2009 году закладного камня. Деньги на него - 80 тысяч гривен скульптору за работу, 120 тысяч за отливку памятника в бронзе и 42 тысячи на установку - собирали, что называется, всем миром. И нет в том ничего зазорного. Вспомнил ли, интересно, кто-то из присутствующих на открытии представителей горсовета о двух закладных камнях, которые мхом зарастают?

Людмила МИЛИНА.
Фото автора и Александра Кадникова.