Борис Грачевский: Смотрите «Ералаш» - и всё будет хорошо!

2 Февраль 2021 943

Миллионы поклонников детского юмористического журнала следуют этому совету его бессменного художественного руководителя, кинорежиссёра и сценариста, члена Российской академии кинематографических искусств, заслуженного деятеля искусств РФ, «папы Ералаша», как его по-свойски называют не только девчонки и мальчишки, но и их родители, бабушки и дедушки.

Крымчане относились к Борису Юрьевичу, как к своему «в доску». Потому что он не только проводил творческие встречи в разных городах полуострова, участвовал в кинофестивалях, снимал здесь последние два года увлекательные сюжеты, но и открыл в Симферополе студию для талантливых ребят.
В память об этом неординарном человеке, достигшем вершины славы и оставшемся доступным и близким миллионам людей, перелистаем странички былого. Не только диктофонная запись, но и перенесённый с неё на бумагу разговор воспроизводит неповторимые интонации его голоса.
Понятно, что именно с главного детища, как называл киножурнал Борис Грачевский, начинался каждый разговор с ним, но одной этой темой не ограничивался.
- Мало кто знает, что идея создания журнала принадлежала Алле Ильиничне Суриковой, тогда совсем ещё юной, только начинающей свой триумфальный путь в кино, - признался Борис Юрьевич на первой нашей с ним встрече. - Тогда был очень популярным юмористический киножурнал «Фитиль» Сергея Михалкова. Она решила, что надо и для детей создать нечто подобное. И мы с драматургом и киносценаристом Сашей Хмеликом, автором сценариев к таким замечательным фильмам, как «Друг мой, Колька», «Безымянная звезда», «Новые приключения капитана Врунгеля», «Бедная Маша» и многих других, идею эту подхватили. Название «Ералаш» предложила дочка Хмелика Маша. Песенка, которая стала позывными журнала, родилась из придуманного нами простенького четверостишья «Мальчишки и девчонки!
А также их родители! Весёлые истории увидеть не хотите ли?». За музыку брались многие известные композиторы, но мы выбрали мелодию Алексея Рыбникова.
Когда соратники, Сурикова и Хмелик, ушли в большое кино, Грачевский рук не опус-тил. Начатое дело развивал, и теперь есть Театр-студия школы «Ералаш» в Москве, летний лагерь «Остров детства Ералаш» под Евпаторией. Во многих городах созданы «ералашевские» студии, где, как и в журнале, воплощается принцип Грачевского: детское кино должно быть ярким, фантастическим, безудержно весёлым и увлекательным.
- Через «Ералаш» прошли уже несколько поколений юных артистов, многие связали жизнь с актёрством?
- Достаточно. И я с удовольствием слежу за успехами известных всем любителям кино поколения «за сорок» Володи Сычёва, Феди Стукова, Кати Вуличенко. Володя был звездой нескольких выпусков, среди которых - «Морской бой», «Бразильская система», окончил ГИТИС, успешно снимается. У бандита, которого он играет в «Бумере», даже кличка Ералаш. Твёрдо закрепились в профессии ребята чуть моложе - Саша Лойе, Саша Головин, Аня Цуканова-Котт. Катя Вуличенко готовилась стать физиком, но наш «Ералаш» её переориентировал: окончила Щукинское училище, играет в театре, снимается. Горжусь, что в «Ералаше» начинали Яна Поплавская, сыгравшая потом незабываемую Красную Шапочку, Сергей Безруков, в семь лет появившийся в сюжете «Крик осла». Максим Галкин дебютировал у нас взрослым, и это были его первые роли в кино. Обо всех долго рассказывать пришлось бы. Из нынешних «ералашевцев» нельзя не упомянуть Анфису Черных, сыгравшую в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Матвея Новикова Андрей Звягинцев взял на главную детскую роль в картине «Нелюбовь».
- А вы в каком возрасте и где впервые узнали, что такое успех у зрителей?
- Случилось это в доме отдыха «Полушкино» под Мос-квой, где я родился и вырос. В шесть лет папа, работавший там массовиком, взял меня, шестилетнего, в свой номер. Да кем - угадывателем мыслей на расстоянии! И я тогда сорвал первые в жизни бурные аплодисменты. Родитель мой был, между прочим, семикратным лауреатом всесоюзных конкурсов массовиков-затейников. Удивительным чувством юмора обладал. Малая частичка и мне передалась.
- Мало кто знает, что вы сняли, как режиссёр, два полнометражных игровых фильма. Стало мало «Ералаша»?
- Дело не в этом. А в том, что всегда хочется испытать себя в чём-то новом. Поделиться какими-то сугубо своими мыслями и чувствами с экрана. Первый полномет-ражный фильм «Крыша» снял для взрослых и о взрослых, но главная тема - об их внимании к детям. А вот следующий -
«Между нот, или Тантрическая симфония» - сугубо для взрослых и о взрослых. Это рассказ о поздней любви всемирно известного композитора и исполнителя симфонической музыки и молоденькой девушки, дочери его домработницы. Собрал замечательную команду: Андрей Ильин, Эммануил Виторган, Татьяна Кравченко, Владимир Долинский, Наталия Лесниковская, Ольга Тумайкина. Каждая роль была чудом, и счастьем было работать с такими мастерами. А мелодрама эта была давно задумана. Дело было за малым - найти единомышленника-драматурга, который понял бы суть того, о чём хочу поведать миру. Им оказалась моя давняя знакомая, подросшая дочь Хмелика Мария, ставшая сценаристом и руководителем сценарной мастерской во ВГИКе. Она насытила текст деталями, прописала диалоги, словом, выразила мою идею на бумаге именно так, как я и хотел.
- Историю не для мальчишек и девчонок, а исключительно для их родителей, вы презентовал не в столице, а в Евпатории. Почему так, Борис Юрьевич?
- Специально приберёг для крымского киноконцерта «Товарищ кино». В столице на показ приходят в основном товарищи по киноцеху, а мне было очень важно, как отреагируют зрители, а не коллеги. Переживал страшно! Загорелся в зале свет, а зрители сидели не шелохнувшись. Потом, словно опомнившись, дружно зааплодировали. Обсуждение было оживлённым. Один из зрителей, вполне серьёзного возраста, расчувствовался: «Спасибо за замечательную великую песню одиночества».
- А как вы отнеслись к тому, что у некоторых даже слёзы на глазах были?
- Злодейски подумал: «Хорошо плачут». Это я-то - комедиограф! Спросите почему? Потому что слёзы - это понимание. Зрители прочувствовали то, что я им постарался передать через свои мысли и чувства, заложенные в картину. И когда я это осознал, сам не удержался от слёз радости: муки творчества не зря испытал сполна.
- Крым давно вошёл в вашу жизнь, а первое свидание с родиной отечественного кинематографа помните?
- Ещё бы! Появился в Ялте с Александром Артуровичем Роу в съёмочной экспедиции картины «Варвара-краса, длинная коса». Я здесь и первую роль сыграл - руку Чудо-юды с выразительным пальцем с длинным ногтем, которая появляется неожиданно, словно из-под земли, с напоминанием царю: «Должок!». Я при этом лежал под огромным тазом, всунув свою руку в резиновую. Эта поездка с Роу, который очень любил снимать в Крыму и делал это часто, для меня была не просто незабываемой, а очень важной. Я окунулся в такую творческую атмосферу рядом с великим сказочником, что она меня навсегда заворожила и приворожила. Для 19-летнего парня такое общение с талантами было сумасшедшим счастьем и сказочным везением. И теперь каждый приезд на солнечный полуостров - это и приятные воспоминания, и радость общения со ставшими друзьями крымчанами.
* * *
Всех поклонников киножурнала, а их миллионы, волнует, что будет с любимым несколькими поколениями «Ералашем», после того как его бессменного художественного руководителя проводили громкими аплодисментами в жизнь вечную, как принято на прощании с артистом. Слова директора проекта Аркадия Григоряна внушают надежду: «Наша команда на ближайшие два года, как минимум, сохранит дело Бориса Юрьевича, который успел разработать на это время стратегию и программу. Так что мы чётко знаем, что делать».
«Ералашу», как песне, нельзя сказать «До свидания!». Он должен жить в память о никогда не унывавшем, ходившем, по его же словам, «по солнечной стороне жизни» Борисе Грачевском и на радость всем нам.

Досье

Борис Юрьевич Грачевский родился 18 марта 1949 года в Раменском районе Московской области. Окончил Калининградский механический техникум при заводе имени С. П. Королёва, где получил специальность токаря. После службы в армии работал грузчиком на киностудии имени Горького. Окончил заочное отделение факультета «Организация кинопроизводства» ВГИКа. С 1974 года и до конца жизни (14 января 2021 года) был художественным руководителем киножурнала «Ералаш», для которого написал 11 сценариев. Был режиссёром-постановщиком, озвучивал тексты и сыграл несколько ролей.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.