Нет управы на жуликов?
До конца этого года в Крыму планируется открыть пять новых детских садов. Их возведение идёт в рамках национальных проектов «Демография» и «Образование». «Строительная готовность объектов на сегодня составляет 97%. И как раз на следующей неделе по ним мы заходим на итоговую проверку в Госстройнадзор», - сообщил министр строительства и архитектуры РК Михаил Храмов. Возможно, садики, которые строятся по нацпроектам, ждёт более отрадная судьба, чем те, что вошли в федеральную целевую программу.
Трёхлетняя борьба
Прокуратура в очередной раз выявила финансовые нарушения при строительстве детского сада в рамках ФЦП. Он должен был появиться в Симферополе. Как сообщают в ведомстве, подрядчик получил аванс в размере 46,8 млн. рублей, выполнил работы лишь на 9,8 млн., но об остальных средствах отчитался, как о потраченных. При этом в прокуратуре подчёркивают, что фирма не выполняла свои обязательства с середины 2019 года, то есть задолго до начала пандемии коронавируса, которой сейчас принято оправдывать любые нарушения и срывы сроков. Компания, как водится, не местная - зарегистрирована в Татарстане. Возвращать государственные деньги подрядчик не намерен, в связи с чем сейчас решается вопрос о возбуждении против него уголовного дела.
Подобные ситуации на бытовом уровне знакомы практически каждому. Например, человек заключает договор на ремонт квартиры или машины, платит исполнителям аванс, при этом оговаривая с ними сроки выполнения работ. Но к обозначенному времени не получает ни желаемого результата, ни возврата внесённой предоплаты. В такой же неприятной ситуации оказалось крымское правительство. Некие заезжие компании получили тендеры на строительство социальных объектов и попросту присвоили бюджетные деньги, не выполнив порученных работ.
Например, в декабре 2016 года власти республики заключили несколько контрактов на возведение дошкольных образовательных учреждений. Во всех был прописан срок окончания строительно-монтажных работ - декабрь 2017 года. Однако по ряду контрактов подрядчики до сих пор (спустя три года!) не выполнили своих обязательств. Естественно, крымское правительство было вынуждено обратиться в суд, чтобы либо вернуть заплаченные за несделанные работы деньги, либо принудить подрядчиков всё-таки выполнить свои обязательства.
В итоге было получено несколько решений суда о взыскании выплаченных подрядчикам авансов. Однако возвращать деньги добровольно фирмы отказались. Появились уголовные дела, возбуждённые по факту присвоения бюджетных средств. Но и это не помогло вернуть деньги в казну.
Радужный прогноз
По данным Михаила Храмова, в Крыму насчитывается два десятка недостроенных детских садов, работы на которых не ведутся уже три года. Ожидается, что строительство будет возобновлено в следующем году, а в 2022-м объекты сдадут в эксплуатацию. Однако, исходя из крымского опыта реализации ФЦП, такой прогноз можно считать чересчур оптимистичным.
- На сегодняшний день восстановлены лимиты финансирования по 17 объектам дошкольного образования, по которым ранее контракты с подрядными организациями были расторгнуты, и были утрачены авансы, - рассказывает пресс-секретарь АНО «Дирекция по управлению ФЦП» Яна Смолова. - После корректировки проектной документации по этим проектам, в ходе которой будут проводиться обследования недостроенных объектов, дошкольные учреждения должны быть достроены и введены в эксплуатацию.
То есть, сейчас идёт обследование брошенных подрядчиками конструкций, цель которого - понять, на какой стадии строительства находится тот или иной объект, надо ли что-то демонтировать, какое дополнительное финансирование потребуется для доведения его до ума и так далее. Всем этим, по данным пресс-службы Министерства строительства и архитектуры РК, занимаются новые подрядчики, которые впоследствии будут создавать актуализированную проектную документацию. Очевидно, что работа предстоит громадная - переделывать после кого-то всегда сложнее и дольше, чем строить с нуля. Оттого и вызывает скепсис заявление главы Минстроя о введении новых садиков в эксплуатацию уже в 2022 году.
- По данным на 1 декабря, работы были завершены по
31 дошкольному учреждению: 26 - в Крыму и 5 - в Севастополе, - констатирует Яна Смолова. - Ещё по 36 детским садам начаты строительно-монтажные работы: 33 - в Крыму и 3 - в Севастополе. Помимо этого, в городе федерального значения по четырём дошкольным учреждениям ведётся процедура подписания контрактов на выполнение строительно-монтажных работ.
Кстати, интересно, что согласно постановлению федерального правительства о внесении изменений в ФЦП по большей части объектов дошкольного образования финансирование запланировано только на 2022 год. То есть, лишь тогда на них начнутся непосредственно строительные работы.
Тонкости закона
- На сегодня детсады, строительство которых было «заморожено», обеспечены лимитами финансирования на плановые периоды 2021-го и 2022 годов, - сообщает Михаил Храмов. - Проводится корректировка проектно-сметной документации. Для выполнения работ отобраны единые поставщики, которые уже вышли на некоторые объекты. В текущем году Республике Крым повторно доведены средства, присвоенные недобросовестными подрядчиками, для выполнения работ на брошенных объектах.
Для бюджетной истории Крыма это беспрецедентный случай: повторное финансирование одних и тех же проектов, оба раза - за счёт федеральной казны. Конечно, крымские власти не теряют надежды на возвращение средств, фактически украденных недобросовестными подрядчиками. Но если сделать этого не получится даже с помощью правоохранительных органов, деньги налогоплательщиков будут считаться потерянными для бюджета. Кстати, на сегодняшний день в казну пока не удалось вернуть ни копейки из утраченных авансов за детские садики по ФЦП.
Ещё нюанс: согласно пресловутому 44-ФЗ недобросовестные подрядчики должны быть внесены в специальный реестр. Туда же на всякий случай вписывают и имя руководителя в качестве должностного лица, обманувшего оказанное доверие. Но при этом, если, несмотря на скандалы, штрафы и судебные разбирательства, никто так и не удосужился внести фирму в «чёрный список», она может с успехом и дальше претендовать на получение бюджетных заказов, оставаясь полноправным участником рынка госзакупок. И это только полбеды. Что мешает проштрафившейся конторе, всё-таки угодившей в реестр, через полгода сменить название и руководителя и снова принять участие в торгах в качестве нового юридического лица? Ничего. Законом такая возможность не рассматривается вовсе.