Нет управы на жуликов?

9 Декабрь 2020 687
Прежде чем возобновлять строительство, нужно убедиться, что незаконченные садики ещё не начали разваливаться.
Прежде чем возобновлять строительство, нужно убедиться, что незаконченные садики ещё не начали разваливаться. Фото из открытого источника.

До конца этого года в Крыму планируется открыть пять новых детских садов. Их возведение идёт в рамках национальных проектов «Демография» и «Образование». «Строительная готовность объектов на сегодня составляет 97%. И как раз на следующей неделе по ним мы заходим на итоговую проверку в Госстройнадзор», - сообщил министр строительства и архитектуры РК Михаил Храмов. Возможно, садики, которые строятся по нацпроектам, ждёт более отрадная судьба, чем те, что вошли в федеральную целевую программу.

Трёхлетняя борьба

Прокуратура в очередной раз выявила финансовые нарушения при строительстве детского сада в рамках ФЦП. Он должен был появиться в Симферополе. Как сообщают в ведомстве, подрядчик получил аванс в размере 46,8 млн. руб­лей, выполнил работы лишь на 9,8 млн., но об остальных средствах отчитался, как о потраченных. При этом в прокуратуре подчёркивают, что фирма не выполняла свои обязательства с середины 2019 года, то есть задолго до начала пандемии коронавируса, которой сейчас принято оправдывать любые нарушения и срывы сроков. Компания, как водится, не местная - зарегистрирована в Татарстане. Возвращать государственные деньги подрядчик не намерен, в связи с чем сейчас решается вопрос о возбуждении против него уголовного дела.
Подобные ситуации на бытовом уровне знакомы практически каждому. Например, человек заключает договор на ремонт квартиры или машины, платит исполнителям аванс, при этом оговаривая с ними сроки выполнения работ. Но к обозначенному времени не получает ни желаемого результата, ни возврата внесённой предоплаты. В такой же неприятной ситуации оказалось крымское правительство. Некие заезжие компании получили тендеры на строительство социальных объектов и попросту присвоили бюджетные деньги, не выполнив порученных работ.
Например, в декабре 2016 года власти республики заключили несколько контрактов на возведение дошкольных образовательных учреждений. Во всех был прописан срок окончания строительно-монтажных работ - декабрь 2017 года. Однако по ряду контрактов подрядчики до сих пор (спустя три года!) не выполнили своих обязательств. Естественно, крымское правительство было вынуждено обратиться в суд, чтобы либо вернуть заплаченные за несделанные работы деньги, либо принудить подрядчиков всё-таки выполнить свои обязательства.
В итоге было получено несколько решений суда о взыскании выплаченных подрядчикам авансов. Однако возвращать деньги добровольно фирмы отказались. Появились уголовные дела, возбуждённые по факту присвоения бюджетных средств. Но и это не помогло вернуть деньги в казну.

Радужный прогноз

По данным Михаила Храмова, в Крыму насчитывается два десятка недостроенных детских садов, работы на которых не ведутся уже три года. Ожидается, что строительство будет возобновлено в следующем году, а в 2022-м объекты сдадут в эксплуатацию. Однако, исходя из крымского опыта реализации ФЦП, такой прогноз можно считать чересчур оптимистичным.
- На сегодняшний день восстановлены лимиты финансирования по 17 объектам дошкольного образования, по которым ранее контракты с подрядными организациями были расторгнуты, и были утрачены авансы, - рассказывает пресс-секретарь АНО «Дирекция по управлению ФЦП» Яна Смолова. - После корректировки проектной документации по этим проектам, в ходе которой будут проводиться обследования недостроенных объектов, дошкольные учреждения должны быть достроены и введены в эксплуатацию.
То есть, сейчас идёт обследование брошенных подрядчиками конструкций, цель которого - понять, на какой стадии строительства находится тот или иной объект, надо ли что-то демонтировать, какое дополнительное финансирование потребуется для доведения его до ума и так далее. Всем этим, по данным пресс-службы Министерства строительства и архитектуры РК, занимаются новые подрядчики, которые впоследствии будут создавать актуализированную проектную документацию. Очевидно, что работа предстоит громадная - переделывать после кого-то всегда сложнее и дольше, чем строить с нуля. Оттого и вызывает скепсис заявление главы Минстроя о введении новых садиков в эксплуатацию уже в 2022 году.
- По данным на 1 декабря, работы были завершены по
31 дошкольному учреждению: 26 - в Крыму и 5 - в Севастополе, - констатирует Яна Смолова. - Ещё по 36 детским садам начаты строительно-монтажные работы: 33 - в Крыму и 3 - в Севастополе. Помимо этого, в городе федерального значения по четырём дошкольным учреждениям ведётся процедура подписания контрактов на выполнение строительно-монтажных работ.
Кстати, интересно, что согласно постановлению федерального правительства о внесении изменений в ФЦП по большей части объектов дошкольного образования финансирование запланировано только на 2022 год. То есть, лишь тогда на них начнутся непосредственно строительные работы.

Тонкости закона

- На сегодня детсады, строительство которых было «заморожено», обеспечены лимитами финансирования на плановые периоды 2021-го и 2022 годов, - сообщает Михаил Храмов. - Проводится корректировка проектно-сметной документации. Для выполнения работ отобраны единые поставщики, которые уже вышли на некоторые объекты. В текущем году Республике Крым повторно доведены средства, присвоенные недобросовестными подрядчиками, для выполнения работ на брошенных объектах.
Для бюджетной истории Крыма это беспрецедентный случай: повторное финансирование одних и тех же проектов, оба раза - за счёт федеральной казны. Конечно, крымские власти не теряют надежды на возвращение средств, фактически украденных недобросовестными подрядчиками. Но если сделать этого не получится даже с помощью правоохранительных органов, деньги налогоплательщиков будут считаться потерянными для бюджета. Кстати, на сегодняшний день в казну пока не удалось вернуть ни копейки из утраченных авансов за детские садики по ФЦП.
Ещё нюанс: согласно пресловутому 44-ФЗ недобросовестные подрядчики должны быть внесены в специальный реестр. Туда же на всякий случай вписывают и имя руководителя в качестве должностного лица, обманувшего оказанное доверие. Но при этом, если, несмотря на скандалы, штрафы и судебные разбирательства, никто так и не удосужился внести фирму в «чёрный список», она может с успехом и дальше претендовать на получение бюджетных заказов, оставаясь полноправным участником рынка госзакупок. И это только полбеды. Что мешает проштрафившейся конторе, всё-таки угодившей в реестр, через полгода сменить название и руководителя и снова принять участие в торгах в качестве нового юридического лица? Ничего. Законом такая возможность не рассматривается вовсе.

Елена ЮМАНОВА.