И это пройдёт

21 Март 2020 709
Президент поручил ФАС пресекать любые попытки бизнеса нажиться на ажиотаже и панике.
Президент поручил ФАС пресекать любые попытки бизнеса нажиться на ажиотаже и панике. Фото Александра КАДНИКОВА.

Весь мир склонился под гнётом экономического кризиса, связанного с пандемией коронавирусной инфекции и падением цен на нефть. Наблюдая за паникой, охватившей западные страны, граждане России испытывают всё большую тревогу. Хватит ли у государства денег на пособия и пенсии? Подорожают ли кредиты? И самое главное: что будет с ценами на продукты и основные товары?

- Конечно, российская экономика сейчас испытывает сложности, - констатирует председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. - Мы - нефтедобывающая и экспортирующая страна. Наша экономика в значительной степени зависит от цены на нефть на мировых рынках. Сейчас, когда она обрушилась с $65 за баррель до 30-25, это сказывается на поступлениях в бюджет Российской Федерации и на состоянии отечественной валюты. Начинается паника, люди бегут в обменники и ещё больше подстёгивают падение рубля, увеличивая спрос на валюту. Но всё это пройдёт. Коронавирус перестанет действовать на умы людей, паника уляжется и ситуация стабилизируется.
Однако пандемия и сокращение экспорта нефти уже успели сказаться на экономической ситуации в России. В течение некоторого времени стране придётся задействовать все имеющиеся резервы. Подобный опыт уже есть: аналогичный нынешнему кризис Россия переживала в 1998 году. Однако в то время у государства фактически не было международных золотовалютных резервов, зато был огромный внешний долг, превышающий ВВП. Сейчас международный долг России является одним из самых маленьких в мире. Наш международный золотовалютный резерв составляет $570 млрд. Появился фонд национального благосостояния, в котором сейчас находится 10 трлн. руб. Он позволит финансировать все запланированные бюджетные назначения в течение нескольких лет. Это значит, что граждане России гарантированно не останутся без пенсий, пособий и других социальных выплат.
Для Крыма актуальным воп­росом является дальнейшая судьба федеральной целевой программы развития региона. Будет ли она остановлена? Или проекты придётся пересчитывать по новому курсу доллара, что неизбежно отразится на сроках реализации?
- Судя по заявлениям правительства, все программы, которые финансируются из федерального бюджета, будут обеспечены в полном объёме, - говорит Анатолий Аксаков. - Вопрос пересчёта курсовой разницы может возникнуть только при покупке иностранного оборудования. Например, по программам, связанным со здравоохранением. В любом случае, федеральное правительство на первом этапе кризиса зарезервировало 300 млрд. руб. для решения проблем, возникающих из-за коронавируса, по ходу реализации государственных программ. Так что все проекты, предусмотренные ФЦП, будут выполняться в нормальном режиме.
Однако большинство граждан, по понятным причинам, больше волнует «шкурный» вопрос: вырастут ли цены на товары и услуги из-за экономического кризиса на фоне пандемии и ослабления курса рубля?
- Объективных причин для роста цен немного, - считает Анатолий Аксаков. - Уже посчитано, что инфляция будет на уровне целевого показателя, который Банк России определил для текущего года, - 4%. До начала кризиса она была на уровне 2%, но сейчас, конечно, подскочит. Естественно, есть те, кто сознательно пользуется сложным для страны периодом и связанным с ним ажиотажем. Если люди смели с магазинных полок всю гречку, найдутся предприниматели, которые поднимут на неё цену, чтобы увеличить свой доход. Но президент дал жёсткую команду Федеральной антимонопольной службе следить за ситуацией. Особенно за ценами на базовые продукты, которые в итоге влияют на ценообразование для остальных товаров.
Учитывая ситуацию на неф­тяном и валютном рынках, у Центробанка есть основания для повышения ключевой ставки, а значит, и процентов по кредитам. Дело в том, что повышая ключевую ставку, регулятор подавляет инфляцию. Однако при этом создаёт на рынке очень дорогие деньги. С одной стороны, это дестимулирует покупку валюты.
С другой, приводит к торможению экономического роста и к уменьшению спроса на товары и услуги. Поэтому ЦБ пользуется этим инструментом с большой осторожностью. Тем не менее эксперты прогнозируют возможность повышения ключевой ставки на 0,5%.
В целом аналитики прогнозируют достаточно оптимистичный сценарий дальнейшего развития событий. Связанная с пандемией паника вот-вот уляжется, а влияние коронавируса на мировую экономику сойдёт на нет. США сократят добычу сланцевой нефти, которая нерентабельна при цене ниже $40 за баррель. В связи с этим предложений на мировом рынке станет меньше, что неизбежно приведёт к росту цены.
- Думаю, самый тяжёлый период мы уже прошли, - резюмирует Анатолий Аксаков. - Всё, что должно было произойти, уже произошло. Сейчас начнётся постепенное преодоление паники, связанной с коронавирусом. Дальше, думаю, будет и новое соглашение ОПЕК+ с восстановлением цены на нефть. В России начинается работа по реализации мер правительства и Центробанка, адаптация к шоковой ситуации и постепенное восстановление экономики. Государство функционирует стабильно и уверенно.

Елена ЮМАНОВА.