Неидеальный шторм

Нефть, коронавирус и ужас, ужас, ужас

12 Март 2020 600
Падение акций американских «сланцевых» компаний.
Падение акций американских «сланцевых» компаний.

Теперь, когда поднявшаяся в минувшие выходные паника немного улеглась, вернёмся чуть назад и снова поговорим о её причинах. Что общего у широко разрекламированного коронавируса (который хоть и безусловный враг человечества, но уносит меньше жизней, нежели обычный сезонный грипп, регулярно свирепствующий в США), падения нефтяных цен и обрушения финансовых рынков? Правильно. Ничего. Это совершенно самостоятельные негативные факторы, наложившиеся один на другой. До финансовых рынков, ситуация на которых уже давно не самая благополучная, вам вряд ли есть дело. Коронавирус, атаковавший сначала Китай, а затем с куда большим успехом Италию - забота, в первую очередь, врачей-эпидемиологов, ГО и МЧС. Тогда получается, как в КНР. Если модной болячкой занимаются журналисты и бизнесмены - получается, как в Италии. А если потерявшие человеческий облик нацио­налисты-укропитеки - тогда на результаты неловко смотреть даже поставщикам «европейских ценностей». С нефтью тоже не всё так просто. Во-первых, той «нефти», которой в виде фьючерсов торгуют акулы финансовых рынков, значительно больше, чем реально добываемой во всём мире. Но это узаконенное шулерство никого не смущает. Во-вторых, ситуация на финансовых рынках уже достаточно давно была, мягко говоря, не безоблачной. Если при этом их участников ещё и как следует напугать, то обладающие тонкой нервной организацией мастера деланья денег из ничего обрушат рынки, не дожидаясь появления объективных к тому причин. В-третьих, триумфальное шествие постепенно вырождающегося, но ещё модного коронавируса по странам и континентам объективно приводит к снижению производства, соответственно - спроса на энергоносители, что ещё больше нервирует финансистов. И достаточно лишь громко сказать «Бу!», чтобы получить тот эффект, который мы сейчас и наблюдаем.

По версии президента США Дональда Трампа, во всём виноваты Россия, Саудовская Аравия и коронавирус. Как уже было сказано выше, это почти правда. Но именно «почти». Причиной обвала стала попытка лидера ОПЕК Саудовской Аравии продавить новые ограничения добычи - (на 1,5 млн. баррелей в сутки до конца года). Российская же сторона предлагала оставить всё как есть ещё на квартал. Дело тут не в несговорчивости. Сокращение добычи «чёрного золота» в рамках соглашения ОПЕК+ привело к тому, что США, напротив, наращивали добычу нефти. В таких условиях самоограничения теряют свой первоначальный смысл и ведут к потере рынков. И с какой стати Россия должна в ущерб себе поддерживать на плаву американских «сланцевиков»?
Разговаривать с Москвой языком угроз и шантажа - порочная практика. Но именно этим путём пошёл Эр-Рияд, пригрозивший в ответ на несогласие России снять с 1 апреля все ограничения по нефтедобыче и нарастить её до 10-12 млн. баррелей в сутки. Так что «Бу!» сказали именно саудиты. И пресловутый «рыночек» с перепугу сам себя «порешал».
«Некоторые из крупнейших британских компаний упали в цене на миллиарды фунтов стерлингов. BP упал почти на 20%, а Shell - на 18%. В США Chevron потерял 14%, а французская Total - 17%. Небольшие нефтяные компании пострадали ещё сильнее, - отмечает британская The Guardian. - Аналитики предупреждают, что отсутствие скоординированных международных мер реагирования и уход стран в протекционистскую политику может способствовать дальнейшему потрясению на глобальных рынках, резко повышая шансы на глобальную рецессию в этом году».
«Экономика стоит перед торнадоподобным встречным ветром, - пишет New York Times. - Крупные и малые предприятия нанимают или увольняют работников исходя из своих ожиданий относительно того, как экономика будет работать в будущем. Поскольку компании сокращаются, это затрагивает рабочих и поставщиков, которые затем вынуждены затягивать свои ремни».
«После того как Вашингтон наложил на Россию санкции, господин Сечин, возможно, заметил, что Уолл-стрит начинает уставать от поддержки экспансии сланцевой отрасли. Старый холодный воин увидел возможность для нанесения удара. Первоначальные результаты на самом деле могли быть приятными для Сечина. Некоторые сланцевые компании США понизили свои акции более чем на треть в понедельник, - отмечает Financial Times. - Вполне возможно, что ценовая война скоро закончится. Но не рассчитывайте на это. Похоже, что Россия больше склонна к долгой борьбе».
Издание также отмечает, что «решение Саудовской Аравии и России начать войну из-за цен на нефть сулит обеим сторонам большую боль, колоссальный побочный ущерб и отсутствие гарантий выявления явного победителя».
Обратите внимание, никто не обещает нам больше «разорванной в клочья» экономики. И это вовсе не потому, что они стали лучше или хотя бы объективнее к нам относиться. Хотя обвал коснулся всех, в том числе российских компаний, больнее всего он ударил по американской «сланцевой» нефти. И об этом пишут как раз западные источники.
«То, что происходит, - стихийное бедствие для сланцевиков, включая Chesapeake Energy Corp. и Whiting Petroleum Corp., которые в канун падения уже торговались на самом низком уровне. После того как добывающие компании сожгли сотни миллиардов за последнее десятилетие, сланцевая отрасль разочаровывает инвесторов, аккумулируя огромные долги. Она загнана в угол. Банки уже обрезают кредитные линии», - сообщает агентство Bloomberg.
Ну а что дальше? Всё просто, выход из ситуации только один: договариваться на новых условиях - с учётом интересов России.
«Двери не закрыты - то, что соглашение после 1 апреля о сокращении не продлено, не означает, что мы не можем в дальнейшем взаимодействовать со странами ОПЕК и «не ОПЕК». Была подписана в прошлом году хартия, и в её рамках мы будем продолжать взаимодействие. При необходимости у нас есть различные инструменты, в том числе сокращение, увеличение добычи. Договорённости могут быть достигнуты новые», - цитирует ТАСС министра энергетики РФ Александра Новака. По его словам, очередные переговоры между Россией и странами ОПЕК запланированы в мае-июне.
«Россия имеет все шансы переждать этот период турбулентности, который прежде всего ударит по экономике стран - членов ОПЕК и по американским сланцевым компаниям. И даже больше - ударит так называемым дефляционным шоком по развитым экономикам, включая США и Евросоюз. Это может показаться парадоксальным, но слишком низкие цены на нефть причиняют серьёзную боль даже «коллективному Западу», и это легко подтверждается как историческими прецедентами, так и свежими новостями, - считает аналитик Иван Данилов. - Есть основания полагать, что все заинтересованные стороны будут искать более-менее приемлемый выход из ситуации и, возможно, этот выход рано или поздно будет найден - и будет предполагать некий компромисс».
Напомним, что бюджет Саудовской Аравии в значительно большей степени зависит от нефти и свёрстан из расчёта гораздо более высоких цен на «чёрное золото» (несмотря на относительно низкую себестоимость нефтедобычи), кроме того, королевство к настоящему моменту располагает меньшими золотовалютными резервами, нежели Россия.
«Что касается восстановления котировок, я думаю, что это займёт несколько месяцев», - сказал телеканалу «Россия-24» министр энергетики РФ Александр Новак. Станут ли потом кронпринца Мухаммеда бин Салмана бин Абдель-Азиза Аль Сауда называть Людвигом Аристарховичем, стоит спросить у поклонников телесериала «Наша Раша». Если и станут, то только за глаза. Дипломатический протокол таких вольностей не допускает.
Ну а системный кризис мировой экономической модели будет углубляться, пока саму модель не похоронит.

Николай ФИЛИППОВ.
Фото из открытых источников.