Вода есть, осталось её добыть

18 Июнь 2020 700

Ливни, обрушившиеся недавно на некоторые районы полуострова, синоптики назвали сильными. В Симферополе, к примеру, выпала половина месячной нормы осадков. Увы, для решения проблемы с нехваткой воды этого недостаточно. В условиях засухи и отсутствия днепровской воды необходимо искать альтернативные варианты пополнения водных запасов.

Эту злободневную тему мы поднимали буквально несколько дней назад. В материале «Крым напоят водой из подземных источников» вскользь была упомянута идея специалистов Крымского федерального университета собирать воду с подруслового стока рек. Пообщавшись с ярым сторонником этой идеи, старшим преподавателем кафедры землеведения и геоморфологии географического факультета Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Геннадием Самохиным, мы ещё раз убедились в перспективности этой технологии.
«Под верхним уровнем рек находятся залежи галечников, то есть древние русла, по которым проходит водоносный горизонт. Например, инкерманский водозабор много десятилетий питает Севастополь как раз из таких галечников. Но сейчас большинство галечников разгружается в море. Мы знаем, как это изменить», - пояснил специалист.
По его словам, воду, которая будет точечно забираться из подруслового стока, можно аккумулировать в Межгорном водохранилище, которое сейчас практически пустое. Для этого нужен трубопровод, но не слишком большой. Учёные Крымского федерального университета уже сделали подробное экономическое обоснование этого технического решения.
«Мы проводили детальное исследование в 2007-2008 годах на мысе Айя и выявили крупную водоносную систему. Вода, поступающая на Ай-Петри, проходит под Байдарской котловиной и выходит в виде субмаринной разгрузки на мысе Айя, - пояснил Самохин. - Это достаточно крупный источник, вода вытекает локально из одного места. Эту воду можно собрать, есть технологии в мире, которые позволяют её кооптировать и использовать для водоснабжения. Ещё два перспективных района для разработки субмаринных разгрузок - Судак и Тарханкут. Тарханкут является областью разгрузки равнинного Крыма. Все артезианские бассейны равнинного Крыма вытекают в сторону Тарханкута. Мы знаем, что практически на побережье моря на Тарханкуте, в 2-5 метрах от берега прямо на пляже есть колодцы, которые копали ещё древние греки, и в них есть пресная вода. Мы делали минералогический анализ - это пресная вода. Многие отдыхающие используют её, пьют и всё хорошо».
Как отметил учёный, возведение подрусловых водозаборов не будет дешёвым удовольствием. Однако реа­лизация данного проекта окажется гораздо дешевле других идей по водоснабжению полуострова. При этом первые результаты станут заметны уже через шесть месяцев, а на полную мощность можно будет выйти через полтора года. Примечательно, что подрусловые водозаборы не только послужат серьёзным подспорьем в обеспечении полуострова питьевой водой, но и позволят уберечь от высыхания другие природные источники.
Предполагается, что на реализацию этих проектов необходимо не меньше двух лет. В условиях вододефицита это весьма длительный срок, поэтому основной задачей в решении проблемы водоснабжения Геннадий Самохин считает рациональное водопользование.
«В некоторых местах из-за потерь в сетях водоснабжения из 100 м3, выкачанных из водохранилища, до потребителя доходит 30-40 м3. А ещё около 25% от этого теряется уже в домах потребителей. Заводы «Титан», Крымский содовый потребляют столько же воды, сколько весь Симферополь. Если перепрофилировать водоёмкие производства, можно сэкономить огромное количество воды».

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.