Остались без «Университетского»

Куда исчезла натуральная «молочка»?

13 Ноябрь 2019 1071
Опознать натуральную «молочку» можно по сроку годности.
Опознать натуральную «молочку» можно по сроку годности. Фото Александра КАДНИКОВА.

Пару недель назад из продажи вдруг пропала продукция крымского предприятия, категорически не признающего иного сырья, кроме натурального молока, - завода при Академии биоресурсов и природопользования КФУ им. В. И. Вернадского. Оно выпускает продукцию под брендом «Университетское». «Крымская правда» выяснила, куда делась любимая потребителями «молочка», и вернётся ли она на симферопольские прилавки.

Пропало без вести

Цех при вузе был создан в 2002 году с целью проведения практических занятий для студентов. Однако после выпуска первых партий продукции и её дегустации было решено производить «молочку» для широкого круга потребителей. С тех пор спрос на университетские продукты рос с каждым годом. Под маркой «Университетское» цех производил питьевое пастеризованное молоко, классический девятипроцентный творог, сметану, йогурт без компонентов и сладко-сливочное несолёное масло с жирностью 82,5%.
Потребительскую любовь продукция небольшого завода снискала, прежде всего, благодаря своей натуральности. Бренд «Университетское» давно стал синонимом высокого качества и гарантией того, что «молочка» сделана исключительно из молока - без добавления ароматизаторов, загустителей, консервантов и, самое главное, без пальмового масла, о вреде которого «Крымская правда» неоднократно рассказывала своим читателям.
Каково же было разочарование симферопольцев, когда они поняли, что с полок исчезли любимые продукты. Но куда девалось «Университетское»? Продавцы большинства «молочных» точек затруднились дать нам ответ на этот вопрос. Лишь на одной мы смогли получить некоторые сведения: на предприятии идёт реструктуризация производства, поэтому продукцию пока не выпускают. Однако со 2 ноября «Университетское» вернётся на полки и прилавки. Тем не менее, заветный срок давно прошёл, а продукты так и не появились.
На закрытой двери специализированной точки на Мос­ковском кольце появилось объявление, сообщающее, что торговый павильон приостановил свою работу, и неясно, когда её возобновит.

Для внутреннего пользования

Чтобы получить информацию о судьбе «Университетского», мы обратились за разъяснениями к руководству Крымского федерального университета. Оказалось, что работа предприятия на сегодняшний день остановлена.
- Происходит пересмотр системы сбыта продукции, - поясняет проректор по развитию приоритетных проектов КФУ им. В. И. Вернадского, курирующий работу завода при Академии биоресурсов, Сергей Додонов. - Мы уходим от сотрудничества с посредниками и будем организовывать фирменную продажу. Это решение не наше, а вышестоящего руководства, в частности ректора университета. Наше предприятие относится к категории мелких товаропроизводителей - дневная переработка составляет всего около четырёх тонн молока. Для сравнения: Джанкойский или, скажем, Сакский заводы в сутки перерабатывают около 30-40 тонн. В связи с этим накладные расходы, которые несёт наше производство, в частности, касающиеся ветеринарного контроля и тому подобного, составляют большой удельный вес в себестоимости конечного продукта. Увеличивать стоимость в рознице при этом мы не можем, поскольку сразу станем неконкурентоспособны на рынке. Поэтому, скорее всего, сейчас мы полностью уйдём на внутренний рынок.
Это значит, что после возобновления работы предприятия его продукцию будут продавать исключительно в пределах университета: в общежитиях и столовых. Это позволит сэкономить на рыночном сборе, аренде торговых мест, оплате услуг продавцов и тому подобных издержках. Излишки сырья (молоко для производства поступало на завод с фермы при академии) планируется сдавать на одно из крымских молокоперерабатывающих предприятий. Увы, рынок диктует такие условия, что по-другому крошечный заводик, специализирующийся на натуральной «молочке», не сможет выжить.
Однако, уверяет Сергей Додонов, потребителям не стоит беспокоиться в том смысле, что после ухода «Университетского молока» с большого рынка они останутся без натуральной «молочки».
- Могу сказать, что практически все крымские производители молочной продукции делают её из молока - без использования пальмового масла, - говорит проректор КФУ. - Поэтому если хочется покупать натуральное, рекомендую делать выбор в пользу продукции местных предприятий. А чтобы быть максимально уверенными в их качестве, обращайте внимание на срок хранения. Если он не превышает пятнадцати дней для кисломолочной продукции и пяти (в крайнем случае, десяти) дней для молока, можно спокойно брать.

Елена ЮМАНОВА.