Дайте сёлам автобусы!

22 Май 2019 609
Мы живём в XXI веке. Но основной транспорт в сёлах до сих пор - велосипед.
Мы живём в XXI веке. Но основной транспорт в сёлах до сих пор - велосипед.

Обычная остановка, несколько взрослых, много детей. И ещё больше комаров. Дедушка машет зелёной веткой, отгоняет насекомых от внука. Помогает плохо. Автобус ждать ещё минут 5-10, но главное потом - успеть вернуться назад.

Остановка в Многоводном находится на окраине села. Раньше, как говорят местные жители, маршрутка ходила в Джанкой регулярно, проблем не было. Сейчас всё иначе, бывает, что вовсе не приезжает.
- У нас улица один километр восемьсот метров, - поясняет жительница села Александра. - Раньше автобус проезжал дальше, у баков останавливался, удобно было. А теперь у нас одна остановка на всё село, народ-то пожилой. Пока я сама дойду, а если с сумкой, то и не дойти уже. Почему автобус перестал приезжать, мы не знаем.
Жители Многоводного рассказывают, что автобус ходил каждый час, молодёжь устроилась на работу в Джанкое, всё было хорошо. Теперь транспорт прибывает три раза в день, сложнее стало возить детей в садик. Ещё и комары едят в прямом смысле этого слова. По такой жаре и с полчищами комаров почти два километра идти пешком до остановки - испытание для любого человека.
Такие проблемы не только в Многоводном в Джанкойском районе. Почти в каждом селе, расположенном в 10-20 километрах от районного центра, можно услышать сетования на транспорт. Особенно тяжело приходится семьям, в которых растут дошкольники. Малышей в детский сад никто не возит. Родители вынуждены сами придумывать способы для того, чтобы сдать детвору воспитателям. И это при том, что многие родители работают с 7-8 утра в соседних городах. Если нет бабушек или безработных соседей, то совсем беда. Разве что дома оставлять ребёнка.
Наиболее остро нехватку автобусов ощущают на себе жители Ленинского, Бахчисарайского, Джанкойского, Кировского районов и окрестностей Феодосии. Если в селе проживает менее ста человек, у них почти нет шансов на то, чтобы ездить в город хотя бы несколько раз в неделю. Причём населённый пункт необязательно может быть далеко от города. В село Камышлы, которое находится примерно в 25 километрах от Севастополя, автобус не заходит много лет. Дорога разбита, понятно, что перевозчику не хочется чаще ремонтировать транспорт. Но нескольким школьникам из маленького села зимой приходится два километра идти пешком до автобуса. Современные Ломоносовы получаются…
Как нам пояснил один из водителей автобуса, не захотевший назвать своё имя, маршруты между сёлами длинные, билеты стоят дёшево, ещё и льготников много. Нет ничего удивительного в том, что перевозчики отказываются от таких поездок. Не хватает и водителей. В селе Кремневка Красногвардейского района за рулём от болезни сердца умер водитель. Дети некоторое время не ездили в школу. Кандидатов на эту должность не было.
Зарплата у водителя школьного автобуса - около 12 тысяч рублей. Такая информация есть в открытом доступе. Но при этом водитель должен работать каждый день, с 7.00 до 16.00. Любое ЧП с детьми в дороге - отвечать ему. Вы готовы трудиться за такие деньги и с такой ответственностью?
Жители сёл спасаются благодаря частникам. В среднем за одного человека в машине берут от 50 до 100 рублей. В автомобиль садятся по 4-5 человек, едут в районный центр или ближайший город за лекарствами, продуктами, в больницы. Но если представить, что среднестатистической сельской семье нужно выбраться «в люди» хотя бы 3-4 раза в месяц, то получается, что около 1000-1500 рублей придётся заплатить. Для сёл это немаленькие деньги.
- У нас пока многие маршруты, если так можно сказать, закончились, - пояснил нам Пётр Запорожец, глава Комитета Госсовета по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу. - Мы ждём, пока Министерство транспорта Крыма выполнит все нюансы проведения торгов, а потом подпишет договоры. Законодательная власть сделала всё, что от неё зависит, дело за исполнительной.
По словам Запорожца, количество автобусов, их вместительность, комфортность, - всё это будет прописано в договорах. И тогда будет ясно, какие сёла получат нормальное транспортное сообщение, а какие - нет. Хочется верить, что ситуацию удастся исправить. Жители сёл Крыма должны свободно добираться туда, куда хотят, а не стоять часами на остановках, или, как селёдки в бочке, трястись десятки километров.


Фото автора.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.