Оборотная сторона «постправды»

Геополитическое эхо недели

21 Май 2019 2232

Во что превращается «ложь, повторённая тысячу раз», было известно задолго до Геббельса. В эпоху «цифровизации», «мультикультурализма» и прочих подменивших понятия брендов появился даже вполне официальный термин «постправда». Это она самая и есть, «повторённая тысячу раз». Работает, но при условии, что тот, кто «постправду» навязывает, достаточно силён и богат. Иначе начинаются проблемы. Вот, например, как сейчас.

Метод Ржевского

О бессмертном герое наших гусарских анекдотов Дональд Трамп мог и не слышать, но с персонажем Марио Пьюзо знаком наверняка - хотя бы по фильмам Френсиса Форда Копполы. Проблема в том, что поручик Ржевский, произнося сакраментальное «Сударыня, позвольте вам впендюрить», отдавал себе отчёт в том, что «эдак-то можно и по морде».
А «жёсткий переговорщик» Донни, выступая с такой же простодушной дерзостью, полагает, что делает партнёру «предложение, которое тот не сможет отклонить». Удивляться ли, что и с Макроном не смог поладить, не говоря уже о Меркель?
В качестве психологической подготовки к переговорам по СНВ-3 можно рассматривать и заявление заместителя госсек­ретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Андреа Томпсон, что «российские ракетные комплексы «Сармат» и «Авангард» подпадают под действие СНВ-3». Вот она, «постправда»!
На американской базе ПРО в Румынии ударными темпами сейчас ведётся установка комплекса Aegis Ashore. И всё это техническое великолепие, способное сбивать ракеты-мишени известного типа, двигающиеся по известной траектории чуть более чем в половине случаев, против российских гиперзвуковых ракет абсолютно бесполезно.
Простодушное предложение запретить виды оружия, по которым Россия абсолютно превосходит США, в той или иной форме обязательно последует. Беда лишь в том, что Трамп - не Ржевский и не Корлеоне. Хотя поговорить-то, конечно, можно…
Подогнав к берегам Ирана «100 тысяч тонн международной дипломатии» и пообещав добавить 120 тысяч солдат, Трамп услышал в ответ обещание «бить прямо в голову».
Удивительно похожи эти тоталитарные режимы - что тебе Пхеньян, что Тегеран. К ним, понимаешь, со всей мощью, а они нетолерантно «в морду» норовят…
The New York Times вышла с материалом под говорящим названием: «Дебаты об угрозе Ирана вызваны изображениями ракет в море», в котором сообщается, что разведкой были получены «фотографии ракет на небольших лодках в Персидском заливе, которые были размещены на борту иранскими военизированными силами». Отмечается, что американская АУГ, состоящая из семи кораблей, может оказаться уязвимой в Ормузском проливе шириной всего в 21 морскую милю в самой узкой точке. Стоит лишь подойти на лодке с ПТРК и… Упомянутые «дебаты» ведутся главным образом о том, насколько глубоко противотанковый «Корнет» может прошить корпус американского боевого корабля (в том числе - авианосца), если справляется с бортовой бронёй танка Abrams M1A1. Конечно, с военной точки зрения вся эта дискуссия слишком экзотична, чтобы её комментировать. Однако цель публикации - нагнетание истерии вокруг «иранской проблемы», которая идёт в США полным ходом. Озвучиваются планы по размещению 120-тысячного военного контингента у иранских границ и «гуманитарные» обстрелы «по 500 ракет в день». Всё это - с целью «привести Тегеран к столу переговоров с Вашингтоном».
- Американское руководство невменяемо, это медицинский факт. Не будучи способным даже обеспечить выполнение введённых против Ирана санкций, в Белом доме говорят о войне, - отмечает главный редактор проекта PolitRussia Руслан Осташко. - Вой­на - зло. Но если мы никак не можем препятствовать её началу, то нам остаётся лишь не участвовать. Чем больше США обломают зубы об Иран, тем лучше для России.
Трамп воевать не хочет, и в Тегеране об этом знают. Но инерция разогнанной «глубинным государством» военной машины может оказаться сильнее здравого смысла.

Идёт война торговая…

Кое-чего неистовый переговорщик всё-таки добился. Заставить Поднебесную изменить традициям восточной невозмутимости почти так же трудно, как рассмешить тибетских монахов.
- В общем, в целом на круг красиво выглядящая в СМИ торговая война с Китаем всё больше напоминает позиционное стояние на фронтах Первой мировой в Европе, - считает известный аналитик Александр Запольскис. - После прочтения очередной версии китайского предложения возмущённый Трамп решил прибегнуть к следующему козырю. Как сообщило агентство Bloomberg, президент США призвал подключиться к торговой войне с Китаем ФРС. По мнению хозяина Белого дома, Пекин, чтобы выжить, станет расширять эмиссию юаня и снижать процентные ставки. Федеральный резерв обязан зеркально «соответствовать этому». Тогда Америка якобы победит, и Китай захочет скорейшим образом заключить сделку в трактовке Трампа.
В теории, учитывая, что по итогам прошлого года доля доллара в международном финансовом обороте превышала 40%, а на китайский юань пришлось всего 1,24%, возможностей для манипуляций с денежной массой у США много больше, чем у Китая. Однако в реальности ситуация значительно сложнее и опаснее. И судя по сообщению Bloomberg, «Китай обещает «народную войну», поскольку торговый конфликт принимает националистический оборот», в Пекине скорее рассержены, чем напуганы.
- Являясь элементом общей взаимосвязанной системы мировой экономики, новый запуск количественного смягчения, да ещё сопровождающийся снижением учётной ставки ФРС назад к околонулевым значениям, неизбежно стронет и другие валюты мира. Прежде всего евро, также сильно зависящий от положения финансового баланса как с долларом, так и с юанем. В результате полной разбалансировке подвергнется вся мировая экономика, - предупреждает Запольскис. - Понимает ли это Трамп? Определённо, да. Однако, как любой шантажист, он убеждён, что его противник последствий боится больше, потому уступит давлению, чтобы не доводить до риска практической реализации угрозы.
Фактически здесь мы видим всё тот же любимый Трампом приём «жёсткого ведения переговоров». В отличие от легендарного поручика, нынешний президент США не может сказать «чаще впендюриваю», зато и не получал пока что всерьёз «по морде».

«Зрада» грядёт

Хотя всерьёз достоин внимания лишь процесс получения российского гражданства сооте­чественниками, Украину продолжают обсуждать как некий политический феномен.
И напрасно. Что говорит и чего не говорит новоизбранный президент «незалежной», никакого особого значения не имеет.
И может представлять интерес лишь для украинского обывателя. Решают вопросы совсем другие люди. Поэтому истинный победитель президентских выборов Игорь (Беня) Коломойский вернулся на Украину, не дожидаясь инаугурации своего протеже.
- В связи с восстановлением олигархического консенсуса и минимизацией возможностей «молодой команды» влиять на ситуацию, от того, будут выборы досрочными или срочными, практически ничего не зависит - состав будущего парламента в целом определён, - считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Главной задачей победившей олигархической группировки является вытеснение из страны Порошенко и его наиболее влиятельных сотрудников (и создание для остальных проблем на базе обвинений в коррупции). Таким образом из уравнения убирается второе неизвестное, ситуация предельно упрощается, снижается возможность создания непредусмотренных парламентских коалиций, минимизируется шанс на реванш и создаются благоприятные условия для передела собственности. Вот только Пётр Алексеевич всегда был достаточно жаден, чтобы рисковать жизнью ради сохранения имущества, и достаточно глуп, чтобы не принимать вовремя назревшие и всеми подсказываемые решения. Он может остаться. Он может отказаться от бегства и выбрать борьбу. Судя по тому, что случилось с Чечетовым и с Семенюк-Самсоненко, в таком случае его вряд ли посадят. Скорее, «несчастный случай». Нет человека - нет проблемы.
О том, какие сложности возникли в отношениях между украинскими верховными жрецами - свидетелями томоса, можно снимать сериалы, а можно сказать кратко: «Решили три предателя создать партизанский отряд. Получилось, как всегда».
Министры иностранных дел 47 государств, входящих в Совет Европы, подавляющим большинством голосов поддержали декларацию о восстановлении прав российской делегации, которых она была лишена в 2014 году. Дороже «европейской солидарности» оказалась неуплата Москвой взноса в бюджет ПАСЕ (в благополучной бюрократической структуре даже начались сокращения штатов). Финансовые аргументы традиционно понимаются западными «партнёрами» лучше всех прочих. Однако при этом (чисто по-европейски!) в ПАСЕ принята декларация, блокирующая право голосовать для российской делегации. То есть большинство - за возвращение опальных русских вместе с их деньгами, но есть некоторые тонкости, позволяющие с ясным взглядом продолжать хамскую дискриминацию. Впрочем, бюрократические ухищрения тут, скорее всего, не помогут, поскольку условий возвращения к работе в ПАСЕ российской стороной было выдвинуто три. Для того чтобы их выполнить, потребуется вносить изменения в регламент работы ассамблеи. Об этом пока речь не идёт. А потому решение Совета Европы следует рассмат­ривать как элемент предвыборной кампании, которая сейчас идёт полным ходом. Конечно, новость для Украины довольно обидная. Но гораздо хуже прилетевшая из-за океана весть о том, что Джо Байден объявил о своём участии в президентской кампании 2020 года. А вот это, панове, уже страшно. И мистер Джулиани вам скоро объяснит, почему.

Николай ФИЛИППОВ.