Приблизившие возвращение

16 Март 2019 617

«Крымская весна», возвращение полуострова домой, в Россию, - заслуга сотен тысяч жителей Крыма, сумевших сплотиться, выстрадать, выдержать, побороться за память о славных победах предков, за своё настоящее, за будущее потомков. «Крымская весна» сложилась из судеб обычных людей, и мы решили рассказать о некоторых героях полуострова, вернувших его в «родную гавань».

«Как в бой»

16 марта 1944 года. Великая Отечественная война, ставка Верховного главнокомандования Советского Союза во главе с Иосифом Сталиным приняла решение о начале наступательной операции по освобождению Крымского полуострова от фашистов. Оккупация, длившаяся почти 2,5 года, заканчивалась. 16 марта 2014 года. Народ Крыма во главе с руководителем парламента республики Владимиром Константиновым, премьер-министром Сергеем Аксёновым и народным мэром Севастополя Алексеем Чалым сделали выбор на референдуме. Выступили против почти 23-летнего насаждения нацио­налистической русофобской идеологии, против героизации фашистов, против произвола и варягов, решающих, как нам жить. Как и 70 лет назад, народ, настоящие патриоты положили начало новой светлой странице истории полуострова.
Тогда, в 1944-м, сапёр 12-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады 4-го Украинского фронта 18-летний Азат Григорян с боевыми товарищами строил под бомбёжками, в ледяной воде мост через залив Сиваш, чтобы 8 апреля началось освобождение Крыма от гитлеровцев. Спустя 70 лет полковник в отставке Азат Артёмович вновь защищал полуостров от неофашистов, украинских националистов. По возрасту не мог стоять в охранении, не взяли в боевые отряды народного ополчения, но на всех митингах, встречах был: разъяснял тем, кто ещё сомневался, надо бороться - ничего хорошего после националистического госпереворота в Киеве крымчан не ждёт.
- Мы пуповиной всегда были связаны с Россией, и вот мечта сбылась: Крым вернулся на Родину, - говорит Азат Григорян. - Я счастлив, что дожил до этого, что вновь многонациональный Крым стал частью многонациональной России! Как нас все эти дни поддерживали люди в разных регионах России! Такого единства не помню со времён Великой Оте­чественной, когда на фронте, в тылу, мы, дети разных национальностей, были плечом к плечу. Так же, плечом к плечу, стали патриоты по всей России в дни «Крымской весны», и мы, крымчане, чувствовали это.
И шли на тот референдум, как в последний, победный бой.

«Надо бороться!»

Впрочем, те, кто думает, что путь на Родину для Крыма начался лишь в судьбоносные февраль-март 2014-го, ошибаются. Всё началось гораздо раньше. Конечно, 65 лет назад, 19 февраля 1954-го, когда по воле Никиты Хрущёва, не спросив мнения крымчан, да и вообще не поставив их в известность, Крымскую область передали из РСФСР в УССР, никто о плохом не думал. Хоть и узнали жители полуострова лишь 27 февраля, что живут уже не в России, огорчились несильно: страна-то одна. Севастопольцы тоже не переживали: город, имевший особый статус, официально не передавали, де-юре он ещё с десяток лет был как бы в РСФСР, во всяком случае, финансово, хотя уже в Конституции УССР 1978-го назван городом её республиканского подчинения. «Подарок» аукнулся в начале девяностых прошлого века, когда СССР по вине политиков оказался на грани, а Крым достался Украине. Тогда борьбу за возвращение полуострова вместе с нашей газетой начали многие крымчане. Мария Павловна Кравченко - одна из них. Постоянная участница всех патриотических акций разъясняла землякам, что события, происходящие на Украине, когда стали подвергать сомнению подвиг советского народа в Великой Отечественной, переписывать историю, делать из пособников фашистов героев, называть Красное знамя Победы «тряпкой», не доведут до добра. И полуострову нельзя смириться, ведь он сполна испытал, что такое фашизм. Женщина знала, о чём говорила: её брат и отец погибли за Крым, сама прошла дорогами войны от Миус-фронта через Харьковский котёл, Сталинград, до Венгрии. После с мужем Василием Карповичем работала во Львовской области, где разъярённые националисты замучили их маленького сына.
Когда национализм на Украине начал вновь расцветать, Мария Павловна открыто высказалась против майданной власти, «бандеризации» Украины, присвоения звания Героя Украины командующему УПА Роману Шухевичу. В канун Дня Великой Победы в 2008-м в знак протеста против проводимой тогдашним президентом Виктором Ющенко политики неонацизма вернула в военкомат юбилейные украинские награды: орден «За мужнiсть», медали «Захиснику Вiтчизни» и «60 лет освобождения Украины». И вновь борьба, разъяснения, блокпост в Феодосии, чтобы не допустить учения НАТО, письма в «Крымскую правду» с призывом к землякам не сдаваться, подниматься на защиту полуострова, чтобы когда-нибудь он смог вернуться на исконную российскую Родину. Увы, лишь полтора года Мария Кравченко не дожила до этого счастливого мгновения. Но, зная её характер, никто из родных и друзей не сомневается, что и тогда, в феврале 2014-го, она была бы в первых рядах защитников Крыма. А 27 февраля, день, когда принято решение о проведении референдума на полуострове, был для неё очень символичным - 70 лет назад началось наступ­ление Крымского фронта по освобождению нашей земли от фашистов, в том первом бою погиб её брат Дмитрий Цебренко.

Мария Кравченко.

«Заслонить любой ценой»

В дни, когда готовился референдум с вопросом о вхождении полуострова в состав России, бойцы севастопольского и республиканского «Беркута», простые крымчане, казаки с Кубани дежурили на блокпостах на границе с Украиной. 14 марта через блокпост «Турецкий вал» без досмотра пытался прорваться украинский «Камаз» с оружием. На предупреждающий жезл дежуривших водитель грузовика не отреагировал, стрелять по колёсам нельзя - вокруг много людей и машин. Тогда дорогу преградил на своём автомобиле Олег Горшков. Воин-интернационалист рискнул собой. Как потом рассказывал, «сработала мышечная память. Надо заслонить пост любой ценой». Но что легковушка против «Камаза»...
Олегу Юрьевичу тогда повезло, смог чудом выжить - сказался боевой опыт десантника. Он воевал в Афганистане в 1985- 1987 годах, Гвардии старшина замкомвзвода в
350-м Гвардейском парашютно-десантном Краснознамённом ордена Суворова 3-й степени полку 103-й гвардейской воздушно-десантной ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии имени 60-летия СССР. Рассказывал, что несколько суток в 1985-м дежурил у военкомата, чтобы попасть в десант и в Афган. О мужестве парня, выполнявшего интернациональный долг, говорят награды - орден «Красная звезда» и медаль «За отвагу».
И на блокпост он пришёл добровольно, не мог отсиживаться дома, когда над полуостровом нависла опасность. Увы, медаль «За возвращение Крыма» получала уже мама героя, Светлана Григорьевна, в августе 2014-го у Олега Горшкова не выдержало сердце. Ему было всего 47. Посмертно награждён орденом «За верность долгу» и присвоено звание «Почётный гражданин города Бахчисарай». В Симферополе благодаря парню есть аллея и памятник Василию Маргелову, легендарному командующему Воздушно-десантными вой­сками.

Олег Горшков.

Вспоминая о событиях пятилетней давности, большинство их участников говорит о решимости сражаться тогда за Крым до конца.
Рисковали в те дни все: лидеры «Крымской весны», которых в Киеве, объявив сепаратистами, постановили арестовать, простые крымчане, восставшие, доказавшие, что свою судьбу решать только им. События 2014 года ценны тем народным единением, которое во все времена помогало выжить, выстоять, победить. Но не только для крымчан ценна эта победа. Для всей России: жители полуострова доказали, что если очень хочешь, то всё получится. Дали возможность огромной стране поверить в свои силы, осознать, что россияне - великий народ, которому есть чем гордиться и за что бороться. На гербе Республики Крым написаны мудрые слова: «Процветание в единстве». Мы вместе - Крым и вся Россия, мы всё преодолеем.