«На качество обращает внимание не каждый»

10 Июль 2019 554
Константин Равич.
Константин Равич.

В последние годы масштабы оборота фальсификата в Крыму, впрочем, как и во всей России, достигли чрезвычайно высоких показателей. Результаты лабораторных исследований свидетельствуют: продукция, которая должна выпускаться в соответствии с госстандартами, содержит целый ряд недопустимых компонентов, не указанных на упаковке. Обиднее всего то, что низкопробный и потенциально опасный суррогат продаётся по цене натуральных продуктов. О том, какие меры принимают власти, чтобы остановить расцвет производства фальсификата, мы узнали у руководителя аппарата Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РК Константина Равича.

Работа сообща

- Константин Владимирович, как именно работает Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РК?
- Структура была создана ещё в 2015 году. Возглавляет её непосредственно глава респуб­лики. В комиссию включены представители контрольно-надзорных и правоохранительных органов, в сферу полномочий которых входит работа по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. За время своей деятельности нами рассматривались достаточно серьёзные вопросы. В частности, касающиеся фальсификации алкоголя, молочной продукции, мяса и мясных продуктов, водных биологических ресурсов (рыбы и морепродуктов), топлива и лекарств, в том числе для ветеринарного применения.
- Исходя из этого списка, складывается впечатление, что сейчас фальсифицируют всё, что угодно.
- Да, так и есть. К примеру, казалось бы, что можно фальсифицировать в сфере водных биологических ресурсов? Оказалось, что можно, к примеру, выдавая рыбу более дешёвых сортов за дорогую. Конечно, наибольший вред и экономике, и благополучию граждан наносит фальсификат молочной
и мясной продукции, поскольку с этими товарами люди имеют дело практически ежедневно.
- Комиссия уполномочена проводить проверки качества продуктов в рознице?
- Сама по себе она не является контрольно-надзорным органом и полномочий по проведению каких-либо проверок не имеет, поскольку это консультационно-совещательная структура. То есть своего рода площадка для обсуждения вопросов, связанных с незаконным оборотом промышленной продукции, и предложений по противодействию ему. Иными словами, уполномоченные структуры сообща решают, что нужно сделать, чтобы решить проблему. Путём такого обсуждения можно выработать общее решение, которое будет максимально эффективным.
- Но и работа, так сказать, «в полях» наверняка подразумевается?
- Конечно. Каждый конт­рольно-надзорный орган, который входит в состав комиссии, работает на местах в пределах своих полномочий, принимая конкретные меры по противодействию обороту фальсификата и контрафакта.

Актуально для всей страны

- Есть мнение, что Крым - идеальная зона для реализации низкокачественных продуктов и фальсификата: слабая конкуренция на местном рынке создаёт благоприятные торговые условия для недобросовестных производителей. Так ли это?
- Думаю, это всё же домыслы: проблема фальсификации актуальна для всей страны, и Крым в этом плане не является неким лидирующим регионом. Кроме того, если говорить о местных производителях, то, согласно нашим наблюдениям большинство из них работает честнее и добросовестней, чем материковые. И правдивее - это тоже важно. То есть в составе продукции крымских производителей, например, молочной продукции, как правило, нет ничего, что не было бы указано на маркировке. Конечно, бывает, что и в продуктах местного производства обнаруживаются, например, растительные жиры, не обозначенные в составе, антибиотики и тому подобное. Но такое случается, чаще всего, когда крымские производители используют материковое сырьё.
- Если вы обнаруживаете, что предприятие производит некачественную продукцию или фальсификат, потребитель каким-то образом об этом информируется?
- Обязательно. Существуют специальные информационные базы, где публикуются такого рода сведения. В том числе на сайте Министерства промышленной политики в разделе «Противодействие распространению фальсифицированной и контрафактной продукции». На этой информационной площадке мы сообщаем о случаях выявления фальсификата и обязательно указываем предприятие, которое было уличено в его производстве. Другое дело, что такого рода сведения интересуют лишь очень немногих потребителей. Большинство, выбирая продукты, ориентируется, в первую очередь, на цену: чем дешевле, тем лучше. На качество обращает внимание далеко не каждый. Яркое тому подтверждение – процветание стихийной торговли. Правительство республики уделяет много внимания и сил борьбе с этим явлением, но победить его не удаётся, поскольку люди, к сожалению, продолжают покупать продукты с земли и таким образом сами поддерживают «стихийщиков». С фальсификатом такая же ситуация: эта продукция дешевле, но неизвестно, чем её употребление аукнется в будущем. Потребитель должен понимать, что, например, пачка масла не может стоить дешевле литра молока. Но, увы, покупатели не хотят об этом задумываться.

Ответственность не только на власти

- А какие рычаги воздействия есть у государства для уменьшения доли фальсификата на крымском рынке?
- Уполномоченными структурами принимаются меры административного воздействия.
В частности, выявленная фальсифицированная продукция изымается и уничтожается. Но, повторюсь, воздействие должно быть не только стороны государства, но и со стороны покупателя. Неправильно всю ответственность за борьбу с фальсификатом перекладывать на госструктуры - граждане должны принимать в этом деле непосредственное и активное участие, проявляя большую потребительскую сознательность.
- Некоторое время назад крымское правительство выступило с инициативой об ужесточении наказания за производство и распространение фальсифицированной продукции. Последовала ли какая-то реакция со стороны федеральных властей?
- Да, крымским правительством были подготовлены два обращения. Первое направлено в Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. На федеральном уровне эту структуру возглавляет Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ. Второе обращение было направлено в адрес вице-премьера Правительства России Дмит­рия Козака. Но прохождение подобных законодательных инициатив всё-таки требует времени и согласования с заинтересованными структурами, которые оценивают и регуляторное воздействие на бизнес, и адекватность предлагаемых мер с точки зрения правовой системы государства.
- К слову, о нововведениях в сфере контроля качества.
С 1 июля вступило в силу постановление правительства РФ, согласно которому продукция с заменителями молочного жира должна продаваться отдельно от молочной. Прежде уже была введена новая система маркировки такой продукции. Исполняются ли эти нормы в Крыму?
- Могу сказать, что крупные игроки крымского рынка были готовы к этим нововведениям. В плане новых особенностей размещения продукции они даже сработали на опережение. По инициативе Министерства промышленной политики РК ещё до введения обязательных процедур крымские торговые сети уже начали организовывать разделение на полках с молочной продукцией в зависимости от того, содержит она растительные жиры или нет.
- Хотелось бы дать несколько советов потребителям. Как обезопасить себя от фальсификата и некачественных продуктов?
- В первую очередь, рекомендовал бы покупателям обращать внимание на стоимость: очень низкая цена должна наводить на мысль о том, что товар не может быть качественным. Если говорить, например, об алкогольной продукции, её можно покупать только в лицензированных магазинах - мы постоянно напоминаем гражданам об этом. Вообще я бы посоветовал сопоставлять цену продукта, его внешний вид и состав. Обращайте внимание на упаковку. Нередко производитель не скрывает, что его продукция состоит из дешёвых ингредиентов, но, к сожалению, немногие потребители вчитываются в то, что написано на маркировке.



Елена ЮМАНОВА.