Лётчик из Азовского

19 Февраль 2019 3757

Его дважды представляли к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду наш земляк так и не получил - лишь орден Красного Знамени был на его гимнастёрке. Впрочем, Николай Савва, как и большинство защитников Отечества, к наградам и не стремился, у него была более важная цель: спасти полуостров, страну, людей. Всего 7 месяцев лётчик боролся с врагом, но и за это время совершил сотню боевых вылетов, участвовал в 30 боях, уничтожил 10 самолётов противника, причём один - тараном. Его имя носят улицы в Севастополе и посёлке Азовское, в котором школа названа в честь героя.

От руля до штурвала

Эту школу шофёр Николай, родившийся в 1916-м в Джанкое, вместе с земляками строил в тридцатые годы прошлого века, мечтая, что однажды они с женою Машей поведут туда дочку Людмилу. Но ни дочь, ни сыновей Виталика и Сашу в школу он так и не отвёл - погиб 14 января 1942-го.
По комсомольской путёвке парня отправили в Ейскую военно-морскую школу лётчиков и лётнабов морской и сухопутной авиации имени Сталина (с 1937-го - авиаучилище). По окончании лейтенанта направили снова в Крым, в 32-й (позже 11-й Гвардейский дважды Краснознамённый) истребительный авиаполк, базировавшийся вначале на аэродроме под Евпаторией, потом переброшенный в севастопольскую Качу.
- Лейтенанту довелось осваивать лётно-боевые возможности нового МиГ-3, истребителя, созданного в объединённом конструкторском бюро Артёма Микояна и Михаила Гуревича, - рассказывает ветеран ВВС Черноморского флота генерал-майор авиации Виктор Шаров. - Великую Отечественную встретил в небе над Чёрным морем, когда наши лётчики атаковали фашистские бомбардировщики, шедшие на рассвете нанести удар по Севастополю. Потом 32-й авиаполк ВВС Черноморского флота защищал небо Одессы, Николаева, Крыма. Днём 17 июля 1941-го барражировал (воздушное патрулирование по охране наших войск от авиации противника. - Ред.) над береговой чертой Крыма. Около мыса Тарханкут на высоте 2500 метров обнаружил фашистский самолёт-разведчик До-215 и направил истребитель на него. Выполнив несколько атак, с резким пикированием, меткой очередью сбил фашиста, открыв боевой счёт - личный и полка. За этот подвиг Николая Ивановича представили к ордену Красного Знамени. В августе ему удалось сбить фашиста без единого выстрела: после затяжного воздушного боя закончился боезапас, тогда, имитируя атаки, лейтенант загнал вражеский бомбардировщик в высокий берег между Севастополем и Качей. Через неделю около Тарханкута меткими выстрелами сбил вражеский бомбардировщик Хе-111. Четвёртый по счёту самолёт наш герой сбил тараном 18 октября.
Полвека назад полковник запаса Фёдор Третьяков рассказывал нашей газете, как однажды лётчика вызвали в штаб, и командир полка Наум Павлов (он погибнет 23 сентяб­ря 1942-го) поручил выследить и уничтожить фашистский дальний разведчик. Тот До-215 несколько дней подряд, словно по расписанию, появлялся на большой высоте над Севастополем, вёл наблюдение, проводил аэрофотосъёмку. Ни истребителям, ни зенитчикам не удавалось его уничтожить: как только наши самолёты поднимались в воздух, фашист поспешно ретировался. На задание Николай Савва вылетел в паре вместе с Евграфом Рыжовым, первым после получасового патрулирования заметил высоко в небе чуть заметную точку - приближался неуловимый фашистский Доренье. Первым атаковал Рыжов, но опытный враг увёртывался от пулемётных очередей, поливая своими. Не помогло и то, что к воздушному бою подключился Савва - фашист, отстреливаясь, уходил. Постепенно Евграф Михайлович отстал - сказались на самолёте повреждения, причинённые врагом. Николай Иванович же продолжал преследование: ему удалось заставить замолчать фашистского стрелка, но лётчик продолжал уводить крылатую машину.
- Наш герой не мог позволить фашисту проникнуть на территорию полуострова, чтобы тот произвёл разведку. Но боеприпасов уже не было - пулемёт молчал, - продолжает ветеран Военно-воздушных сил. - Оставалось только одно: Николай Савва пошёл на таран, винтом своего МиГа отрубил хвостовое оперение фашистского самолёта. Тот упал в море. Но и Николай Иванович не смог дотянуть раненую крылатую машину до аэродрома, пришлось привод­няться с парашютом. Когда его подобрал катер Черноморского флота, сил уже почти не было. Но врачи и молодой организм победили. И вновь бои за Севастополь, за Крым, за Родину.
За тот подвиг уже старший лейтенант был представлен к званию Герой Советского Союза, но наградили лишь орденом Красного Знамени, к которому представили ещё в июле.

Память о герое

- Враги всё ближе продвигались к Севастополю. Аэродром Кача пришлось оставить. Но остались на нём только два отремонтированных самолёта - в полку не хватало лётчиков, чтобы их перегнать на аэродром в Херсонесе. И командир звена Николай Савва, потерявший самолёт в воздушном таране, решил не оставлять фашистам крылатые машины, - продолжает ветеран. - Вместе с авиамехаником Семёном Иволгой поехал на Качинский аэродром, уже находившийся под вражеским огнём, и перегнал необлётанный МиГ-3, который хотели взорвать при отступлении. А механику, которого потом наградили медалью «За отвагу», показал, как управлять У-2, и всё время поддерживал его по рации. На добытом МиГе старший лейтенант Савва принял ещё несколько воздушных боёв, уничтожив двух фашистов.
В начале ноября севастопольцы наблюдали, как бесстрашный истребитель, защищая в море наш транспорт, завязал бой с десятком фашистских стервятников, сумев метким огнём сбить один. Но и его самолёт загорелся - пришлось вновь воспользоваться парашютом, - продолжает лётчик. - А горожане аплодисментами встречали героя.
Затем нашего земляка направили в Анапу, в формируемый 7-й истребительный авиаполк. Новый МиГ-3 он получил с завода в Куйбышеве. Там удалось ненадолго увидеть семью - Мария Григорьевна с детьми была в эвакуации.
- Авиаполк прикрывал корабли и черноморские военно-морские базы, сопровождал корабли с десантниками, шедшими на освобождение Керчи и Феодосии, - продолжает Виктор Шаров. - Как оказалось, последний фашистский самолёт он сбил 10 января 1942 года над Новороссийском.
А спустя 4 дня - погиб. Взлетая по тревоге, с грунтовой полосы аэродрома попал на вязкий грунт, самолёт резко развернулся на водонапорную башню, зацепился крылом и перевернулся. Вины нашего земляка в этом нет, но о представлении к званию Героя Советского Союза никто не вспомнил. И даже последовавшее потом представление 62-й авиабригады о посмертном награждении лётчика за боевые подвиги орденом Ленина оставили без внимания. В планшете (полевая офицерская сумка. - Ред.) лётчика нашли неотправленное письмо: «Дорогая жена Машенька! Очень скучаю по тебе и деткам! Я воюю, как велит мне совесть. Клянусь тебе, родная! Что отомщу фашистам за страдания всех советских людей, за любимую Родину! Целую тебя и наших детей!». Похоронили героя на кладбище в Анапе, а в 1984-м со дна моря дайверы подняли остатки МиГ-3.
И лишь недавно члены местного дайвклуба «Поиск» Игорь Седракян, Олег Андронов и журналист Сергей Соловьёв смогли выяснить, что самолёт тот самый, на котором разбился наш земляк.
После публикации о лётчике в нашей газете полвека назад Крымский областной комитет ЛКСМУ при поддержке командования Одесского военного округа направил в Москву представление на присвоение Николаю Савва звания Героя Советского Союза (посмертно). Но им ответили, что «в мирное время присвоение этого звания не производится…». Теперь в Краснодарском крае и в Крыму вновь ходатайствуют о присвоении лётчику посмертно звания Героя России.
- В Азовском и теперь живут те, кто знал супругов Савва - простого шофёра Николая и его жену Марию, мастерицу, вязальщицу, вышивальщицу, - рассказала нам от имени ветеранов крымского авиагарнизона Людмила Чижевская. - И хотя всё дальше от нас страшные годы войны, помнить о них, о героях,  важно всегда. Учебное заведение в Азовском теперь носит имя жителя села, став участником проекта «Имя героя - школе», старт которому несколько лет назад дал президент Владимир Путин. В школе, которой руководит прекрасный педагог Анастасия Немыкина, есть музей памяти лётчика, а недавно открыли и мемориальную доску. Нам довелось вместе с руководителями района Игорем Куприяновым и Инной Федоренко, главой районного управления образования Романом Головко, офицерами 39-го вертолётного полка ВКС страны и другими гостями принимать участие в этом торжестве. Всё было очень трогательно, заслуженный работник культуры республики Александр Лопушанский прочёл авторское стихотворение, посвящённое лётчику. Но особенно порадовали ребята, понимающие, что такими героями, как Николай Савва, им завещано гордиться.

Николай Савва с дочкой Людой за год до войны.

Весной исполнится семьдесят пять лет освобождению полуострова от фашистов. Более чем 2,7 года боёв, подвигов, потерь - с 24 сентября 1941-го, когда враг штурмовал наши позиции на Перекопе, до 12 мая 1944-го, когда последних гитлеровцев пленили на мысе Херсонес. Мы предлагаем вспомнить героев этих трудных дней, вспомнить, как жил и боролся полуостров. Ждём ваши письма, рассказы о родных, работавших здесь перед войной, эвакуировавших заводы и колхозы. О сражавшихся за Крым, о живших и погибавших в оккупации. О местах боёв, братских могилах и памятниках той войны. О тяжёлых сороковых прошлого века, которые нельзя забывать.

Наталья ПУПКОВА.