Вадим Волченко: Жить, зарабатывать и отдыхать в своей стране - новый тренд
По экспертным оценкам, курортная отрасль приносит Крыму до 25% косвенных и прямых налоговых доходов. Десятки (если не сотни) тысяч крымчан зарабатывают себе на жизнь обслуживанием туристов. Само собой, у них накопилось немало вопросов к профильному министерству. Как легализовать теневой гостиничный бизнес? Какие преференции ждут законопослушных отельеров? Есть ли перспективы у пляжного и кемпингового бизнеса? И справимся ли мы с наплывом туристов после запуска железнодорожного сообщения с материком? Ответы на эти и многие другие вопросы наших читателей дал министр курортов и туризма Крыма Вадим ВОЛЧЕНКО.
Максим Викторович, Алушта:
- Я построил на своей земле небольшой гостиный дом. Есть желание работать легально, но нет понимания, как именно это сделать. У меня земля под ИЖС. Как поменять её назначение? Какие документы необходимы, чтобы моя гостиница стала легальной?
- Для того чтобы легально заниматься гостиничным бизнесом, вам, действительно, надо решить вопрос с землёй и оформить индивидуальное предпринимательство. На нашем сайте вы можете найти свод методических рекомендаций, как это нужно делать. Там прописан чёткий порядок действий - и по изменению назначения земельного участка, и по регистрации объекта размещения. Процедура эта проходима, и в подтверждение тому есть много примеров. Но мы сейчас ставим задачу максимально упростить её. До конца года озвучим основные параметры программы по мягкой легализации средств размещения. Для участников этой программы будет существовать льготный период, в течение которого они смогут спокойно работать, приводить в порядок документы, не боясь проверок. Кроме этого, будет ряд других преференций для тех, кто пожелает легализоваться.
Виктория Гусева, Алушта:
- Скажите, это правда, что в следующем году все объекты размещения в обязательном порядке должны пройти классификацию?
- Действительно, с 1 января следующего года вступает в силу федеральный закон, в соответствии с которым будет проводиться поэтапная обязательная классификация всех объектов размещения. Обязательной и наказуемой (при отсутствии классификации) она становится для объектов вместимостью более 50 номеров. Для всех остальных предусмотрено более продолжительное время на вхождение в эту систему.
- Это платная процедура?
- Да, эта услуга платная, но, насколько я знаю, там речь не идёт о больших деньгах. Это сервисные услуги, вполне подъёмные с учётом тех денег, которые тратятся в отелях. Но лишних денег не бывает, понятное дело, поэтому министерство закладывает сейчас средства на субсидирование классификации тех отелей, которые решат легализоваться. Мы можем помочь: дать часть денег на проведение этих обязательных процедур, но при условии, что эти базы размещения выходят из тени.
Светлана Алексеевна, Симферополь:
- В межсезонье снять на пару дней жильё у моря так же тяжело, как и в сезон. Многие гостиницы не работают, а те, что работают, ломят цены. За убогий номер без горячей воды и отопления (спасибо, что хоть обогреватель выдали) с нас содрали больше двух тысяч. Такое отношение к людям вызывает отвращение и отбивает желание отдыхать на родных берегах. Неужели нельзя навести порядок в этой сфере? Я не против платить деньги, но хочу, чтобы мне за них предлагали адекватный сервис!
- Все-таки считаю, что описан не совсем характерный случай. Предложений в межсезонье много, и с каждым годом круглогодично работающих отелей становится на 20-30% больше. Во всяком случае, я не знаю ни одного региона, где не работал бы ни один отель. То, что касается ценообразования, выбор есть достаточно большой: за 2 тысячи можно снять номер и на Южном берегу, и на Восточном побережье, и на Западном. Другое дело, что бывают разные ситуации. Вы снимали номер в легальном отеле?
- Не знаю.
- Скорее всего, нет, потому что легальные отели обязаны соблюдать минимальные требования и по качеству обслуживания, и по безопасности. Большое количество легальных отелей, мини-отелей открыты круглогодично. Многие из них работают вполне успешно, вплоть до высокого процента загрузки - 80-90%. Всё зависит от того, как выстроен менеджмент, и насколько серьёзно вы сами подошли к поиску объекта размещения и организации своего отдыха. Если вас что-то не устраивает, вы можете сообщить нам на «горячую линию»: 8 800 511 80 18, ни один звонок у нас не остаётся без ответа и результата. И хочу обратить ещё раз ваше внимание, что безопасность и качество вашего отдыха напрямую зависят от того, какой объект вы выбираете. Комфорт гостя должен ставиться на первое место. Это не роскошь. Это - стандарт.
- А что с ценой проживания? Её реально снизить?
- Да, но не сиюминутно. Если мы сможем распределить потоки по сезону и получить большую загрузку осенью и весной, то рентабельность по году у отельеров станет более привлекательной. Многие годы они жили по принципу «нужно несколько месяцев поработать, чтобы заработать себе на год». Соответственно, цены выставляли по максимуму. Как только расширятся эти временные рамки зарабатывания, то текущая рентабельность может стать меньше, потому что по итогам года они всё равно выйдут на искомую цифру. Это первый путь снижения стоимости проживания в сезон. Другой путь - создание новых современных комфортабельных объектов размещения, потому что конкуренция - самый серьёзный стимул. У нас большая востребованность в базах размещения 3-4 звезды. Очень затребован и сегмент 5 звёзд. Он достаточно узкий в Крыму, и инвестору может быть интересно в премиум сегменте, поскольку это разный уровень затрат и окупаемости. Мы очень надеемся, что в ближайшее время у нас появятся такие якорные проекты, новые большие отели, развлекательные и СПА- комплексы. Площадки инвестиционные есть, спрос есть, пришла пора реализации.
Тамара Смирнова, Черноморское:
- Раньше туристы почти не ездили в Ленинский район, до 2014 года это был, по сути, тупик полуострова. Теперь все туристы на востоке, а вот на северо-западе их стало очень мало. Многие говорят о том, что россияне не доезжают до Черноморского или Раздольненского районов, а украинцы не ездят теперь, потому что долго проходить границу. Есть ли программы, которые направлены на развитие туризма на севере и северо-западе?
- Конечно. Во-первых, на территории Черноморского района реализуется туристический кластер «Черноморский», который находится в районе посёлка Оленевка. Это Тарханкут, и я бы сказал, что эта территория пользуется большим успехом у отдыхающих. Там достаточно большая загрузка отелей, много событийных молодёжных мероприятий, великолепные природные условия для пляжного и спортивного отдыха, дайвинга, кайт-сёрфинга. Если же говорить о Раздольненском районе, то и там есть хорошие пляжи, комфортные базы размещения для семейного отдыха, для отдыха больших компаний с небольшим бюджетом, есть погодные условия, которые точно гораздо более мягкие, чем на значительной территории России, поэтому там есть перспектива, которую нужно реализовывать.
Если говорить о Ленинском районе, то интерес к нему действительно возрос в связи с открытием Крымского моста, но отдых здесь тоже остаётся в очень жёстких сезонных рамках, и там есть, над чем работать. Администрации и предпринимателям нужно создавать такие объекты притяжения, которые будут работать как минимум не 2-3 месяца в году. Поскольку это рыболовецкий район, его развитие может быть связано с гастрономией. Стройте рыбные рестораны, развивайте индустрию с этим связанную, создавайте гастрономические фестивали. Надо развиваться и понимать, что период таких каникул крымского бизнеса вот-вот закончится. С нынешним развитием транспортной инфраструктуры, если вы не построите, то придёт и построит кто-то другой. Это - бизнес, он не терпит пустых мест: если спрос есть, то территории будут развиваться. А спрос на внутренний туризм однозначно в стране растёт. Жить, зарабатывать и отдыхать в своей стране становится новым трендом. Это нормально и, наверное, правильно. К этому жизнь подталкивает.
Алексей, Симферополь:
- Большинство зон отдыха людей с машинами и кемперов расположены в ООПТ. Например, Караларский заповедник, Арабатская стрелка, Тарханкут. По закону отдыхать там люди не могут. Но ведь это мешает развитию туризма. Что можно сделать, чтобы люди без страха перед экологами заезжали на Тарханкут с палатками?
- Есть определённые легковыполнимые требования, соблюдение которых позволяет отдыхать на особо охраняемых природных территориях. Мы выделили 29 площадок для создания автокемпингов, в том числе и в этом регионе, которые сейчас активно продвигаются. Экономическая модель очень понятная и достаточно легко реализуемая. По нашим расчётам, для открытия автокемпинга требуется от 3 до 5 миллионов вложений, которые окупаются в течение трёх месяцев. Если вы по правилам всё сделали, то в течение одного сезона такой кемпинг окупится и начнёт приносить чистую прибыль. Кроме того, такие модели сейчас очень затребованы, поскольку количество автомобильных туристов растёт, и Крым, в отличие от Краснодарского края, в этом смысле более интересен: у нас больше территорий, которые подходят под такое строительство.
Александра Фёдоровна, Оленевка:
- В Оленевке какой-то предприниматель сделал частный пляж, который похож на картинку с Мальдивских островов. Но по соседству - убогие ржавые «грибочки», отсутствие инфраструктуры. Что нужно сделать, чтобы красивых и современных пляжей, как в Оленевке, Новофёдоровке и Массандре стало больше? Почему у нас их всего три на полуострове?
- Тут поспорю. У нас их гораздо больше. Этот пляж я знаю, он действительно достаточно симпатичный, хотя и он стал таким не сразу. Если в прошлом году у нас к этому предпринимателю были вопросы, то в этом году он всё исправил, и пляж, действительно, стал образцовым. Рядом тоже достаточно приличные пляжи, может быть, просто по-другому оформленные. Что с этим сделать? Условия пользования пляжем для бизнеса мы предлагаем максимально простые и выполнимые. На данный момент пляж предоставляется, по сути, в безвозмездное пользование при условии его оборудования по определённым требованиям. Закрепление пляжа по этому механизму благоустройства может быть на срок до 7 лет. Это явно окупаемая и прибыльная модель. Многие предприниматели по такому пути идут и весьма неплохо себя чувствуют. В этом сезоне мы существенно улучшили ситуацию с пляжами, судим об этом и по обращениям на горячую линию, и по сообщениям в соцсетях. К существующему количеству добавилось ещё 50 благоустроенных, оборудованных пляжей, и это далеко не предел. В Крыму больше тысячи километров береговой линии, 450 километров может быть использовано под пляжи. Перспективы явно ещё есть, и министерство серьёзно следит за тем, чтобы был прогресс.
Валентина, Симферополь:
- В этом сезоне Минкурортов озвучило рекордные цифры по числу отдохнувших. Мне всегда было интересно, как вы подсчитываете туристов? В России эта система как-то отличается от украинской?
- Для того чтобы сравнивать туристические потоки, в любом случае нужна некая преемственность системы.
Я могу сказать, как на данный момент мы получаем информацию. Есть достаточно чёткие данные, которые даёт пограничная служба. Есть совершенно чёткие данные, которые даёт аэропорт «Симферополь». Есть данные, которые давала до недавнего времени паромная переправа, а сейчас даёт служба УПРДОР «Тамань», которая обеспечивает слежение за транспортным потоком через Крымский мост. Тут нам не сложно подсчитать общее количество прибывших на полуостров. Далее существует формула в зависимости от сезона, позволяющая высчитать из общего пассажиропотока поток туристический. Кроме того, мы получаем информацию от муниципалитетов по заполняемости и количеству отдыхающих в гостиницах, санаториях. При этом мы понимаем в процентном соотношении, сколько отдыхающих находится там и сколько вне зарегистрированных баз размещения. Мы эти цифры сравниваем. Если они коррелируют между собой, то мы понимаем, что получаем объективные данные. Плюс к этому мы получаем объективные данные от всех туроператоров и всех тех, кто работает с организованными потоками туристов. То есть у нас есть три источника информации, сравнивая их между собой, мы получаем соответственно весьма корректные данные о туристическом потоке. Понятно, что эту формулу нельзя менять, потому что иначе тогда нельзя будет сравнивать с предыдущими периодами. То, что касается прироста в этом году, то он объективно заметен всем и по дорогам, и по пляжам, и по данным, которые поступают от отельеров и туроператоров. В июле-августе многие отели отчитались о стопроцентной загрузке. Это, с одной стороны, отрадно, а, с другой, напряжённо. Загрузка не должна превышать 95%. Это не комфортно гостю.
Корр.:
- Когда запустят железнодорожное сообщение, поток туристов ощутимо вырастет. Мы справимся с этим наплывом?
- На самом деле это будет уже серьёзно. К этому моменту будет уже готова не только железная дорога, но и трасса «Таврида». Поэтому нам бы желательно к этому времени нарастить номерной фонд. Он сейчас достаточно большой (зарегистрировано больше 150 тысяч койко-мест), но этого недостаточно. Нам нужно как минимум несколько больших объектов, потому что это сразу меняет экономическую ситуацию. Кроме того, у нас есть пока скрытый сейчас ресурс для роста - это все те отели, которые работают вне правового поля. Будем надеяться, что к концу 2019 года, когда планируется начало железнодорожного сообщения, мы сдвинемся вперёд и ситуация будет лучше.
Степан Степанович, Коктебель:
- По самым скромным подсчётам, только в Коктебеле находится около 30 тысяч койко-мест. Каждый турист в сутки тратит около двух тысяч рублей, если умножить эти цифры на 90 дней сезона, получается, что где-то около 5,5 миллиардов рублей зарабатывает только Коктебель за лето. Вот мне интересно, как эти деньги распределяются?
- Мы посчитали объём денег, который циркулирует в туристической отрасли за 9 месяцев этого года - больше 400 миллиардов рублей. Это более чем серьёзные деньги для абсолютно любого региона. Но часть из них скрыта в тени, оседает по карманам, и это совсем не нормально. По итогам прошлого года в общем объёме налогов и сборов доходы от туристической отрасли составили 4,5%, в этом году мы явно получим 7 или 8%. Более того, по экспертной оценке 25% совокупного дохода Республики Крым - это туризм и смежные с ним сферы: транспорт, общепит, экскурсионная деятельность и так далее.