Синема проникла в театр

Как в Симферополь кино пришло

16 Октябрь 2018 747
Кинотеатр «Баян» в 1913 году. Фото с сайта simfion.ru
Кинотеатр «Баян» в 1913 году. Фото с сайта simfion.ru

Произошло это 119 лет назад на улице Дворянской и с тех пор ежедневно повторяется в нескольких кинотеатрах столицы: нас уже давно нельзя удивить появлением движущейся картинки на большом экране в тёмном зале. И даже суперсовременные стереоэффекты, словно погружающие зрителя в происходящее на киноэкране, уже стали привычными. Но ведь каких-то почти 120 лет назад коротенькое кино, вернее, «движущиеся» фотографии без звука и привычного нам цвета, были настоящим чудом. А кинотеатры тогда называли иллюзионами. В Симферополе первый киносеанс, скорее даже документальный, а не художественный, состоялся весной 1899 года. Всего через четыре года после знаменитого киносеанса в Париже, устроенного братьями Луи и Огюстом Люмьер. Правда, иллюзионов, а уж тем более кинотеатров, тогда ещё не было, поэтому «изображение Высочайших особ» (а первый «фильм» был именно о них) показали в Дворянском театре (ныне Русский академический театр имени Горького). Но уже спустя пять лет в губернском городе появился первый иллюзион или «электротеатр» (ещё один вариант определения увиденному). Сегодня мы называем его кинотеатром имени Шевченко.

Во славу футуриста

Комплекс в виде положенной на землю буквы «п», что находится на нынешней улице Горького, 5, до революции принадлежал известнейшему тогда на полуострове роду Шнейдеров. В здании на Дворянской (одной из первых городских улиц имя пролетарского писателя присвоили в 1936 году) у предпринимателя Франца Шнейдера располагались магазин и доходный дом. Очевидно, в 1904 году Шнейдер то ли продал, то ли ещё каким-то образом уступил часть здания предпринимателю Леониду Леонидовичу Сухомлинову. А уж он-то, видимо, человек тонкой натуры и в тоже время чувствующий, что называется, перспективу, и открыл первый в городе иллюзион. Позднее он стал называться синематограф, кинотеатр «Баян». Именно в нём сто десять лет назад показывали первую российскую игровую (уже не документальные кадры, а действо, разыгранное актёрами) кинодраму «Понизовая вольница». На семи с половиной минутный рассказ о том, как «выплывали расписные Стеньки Разина челны», было потрачено 224 метра плёнки. Название «Понизовая вольница» - это из исторической былины Василия Гончарова, которую он создал по песне «Из-за острова на стрежень» Дмитрия Садовникова. Там же симферопольцы, правда, зажиточные (билет стоил около 3 рублей - почти два килограмма осетрины), смотрели почти два часа и первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны. Благо, условия зала на восемьсот человек позволяли, как гласила реклама того времени: «в иллюзионе была хорошая вентиляция, центральное отопление, два фойе». Кстати, фильм «Воскресший Севастополь», как ещё его называли, снял всё тот же Василий Гончаров вместе с Александром Ханжонковым в 1911 году. К слову, съёмки они вели в Севастополе на местах былых боёв, а вместе с актёрами в них участвовали и защитники города в первую оборону, и воины коалиции противника. Российский самодержец Николай II дал на съёмки высочайшее разрешение, а их выполняли впервые в мире сразу на две камеры, чтобы плавно менять ракурсы во время боя.
Своим именем первый кинотеатр Симферополя обязан не музыкальному инструменту, а местному поэту-футуристу, меценату Владимиру Ивановичу Сидорову (1880-1966), известному под псевдонимом Вадим Баян. Леонид Сухомлинов, устроивший кинотеатр, был почитателем литературного таланта земляка. Именно Баян 105 лет назад стал инициатором турне по городам России русских футуристов, среди которых был и Владимир Маяковский, который через несколько лет читал свои стихи, уже революционного характера, в редакции «Красного Крыма» (так раньше называлась наша газета). Первые Олимпиады, как называли они свои поэтические выступления, Владимир Сидоров-Баян привёз в Симферополь, Севастополь и Керчь.
В 1915 году завершили строительство знаменитой арки кинотеатра, украшенной причудливой лепниной. И у Симферополя появилась ещё одна «визитная карточка» - изображение кинотеатра «Баян» любили печатать на открытках того времени. А ещё в кинотеатре, составившем достойную конкуренцию Дворянскому театру, любили выступать с гастролями приезжие музыканты и поэты. Не обходилось и без политических выступлений: с горожанами здесь общались и министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков, и крымские революционеры.

Новая жизнь

Для российского кинематографа она началась уже после Октябрьской революции 1917-го: спустя два года председатель Совнаркома Владимир Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». Спустя год началась новая жизнь и для «Баяна»: с установлением на полуострове новой власти он сменил название и репертуар. В «Звезде революции» теперь показывали большевистские «агитки» и первые фильмы советской власти. Наши деды с интересом следили за приключениями «Красных дьяволят» (1923 год). Пусть без звука (фильм озвучили лишь через двадцать лет после выхода), зато двухсерийный. Бабушки влюблялись в героев первых музыкальных комедий, к примеру, «Весёлые ребята». Вскоре кинотеатр переименовали в «Большевик», а «агитки» перед показом фильма сменились на документальную подборку «Союзкиножурнал».
В годы фашистской оккупации Симферополя кинотеатр, названный когда-то в честь поэта, стал свидетелем преступного отношения к литературе. Долгое время полыхал во дворе здания костёр из книг - фашисты устраивали «разбор» библиотек: всё, что не представляло ценности для рейха, сжигали. Но сам кинотеатр продолжал жить. Симферопольцы верили, что когда-нибудь вновь купят билеты на новый фильм, будут перед киножурналом пить ситро в буфете и мечтать о будущем, не опасаясь фашистской облавы. И с весны 1944-го «Большевик» вновь приглашал на сеансы. Радовал новыми кинокомедиями, детскими сказками. Правда, киножурнала уже не было. Вместо него появились «Новости дня» - сюжеты о тружениках тыла, и «Фронтовой спецвыпуск». Пожалуй, его смотрели даже внимательнее, чем кинофильм. Надеялись, а вдруг в документальной хронике увидят родное лицо, вдруг покажут солдата, от которого давно нет вестей. А с каким чувством смотрели документальные фильмы «Берлин» и «Суд народов» (о процессе в Нюрнберге). С большого экрана приходило осознание того, что самая страшная война окончилась.
Через десять лет после освобождения полуострова от фашистов кинотеатр вновь сменил название. И опять ему было присвоено имя поэта - Тараса Шевченко (Крым как раз был передан в состав Украинской ССР). Зрители к этому остались равнодушны, ведь для них было главным, что в любимом кинотеатре по-прежнему показывали самые интересные фильмы.

Кстати

105 лет назад в Симферополе появился и второй в истории города кинотеатр - «Трианон» на улице Екатерининской, ныне Карла Маркса, 1, в здании Пассажа (не путать с Пассажем Анджело, что появился потом напротив), позднее переоборудованного в цеха фабрики «Крымшвейпрома», позже получившей имя Надежды Крупской. Ныне на том месте снова торговый центр, но уже без кинотеатра.

Наталья ПУПКОВА.