Русскоязычный композитор Владимир Быстряков

28 Апрель 2018 1520
Владимир Быстряков.
Владимир Быстряков.

Так заслуженного артиста Украины окрестили в Музыкальной энциклопедии Украины. Над этим мы с ним посмеялись в 2005 году, когда встретились на фестивале «Ялтинские каникулы». Вспомнилось об этом после нашумевшего интервью популярного советского и украинского композитора, пианиста учредителю и редактору киевской газеты «Бульвар Гордона» Дмитрию Гордону на телеканале 112 Украина после «Крымской весны». Многих в сопредельном России государстве повергло в шок его заявление о том, что на самом деле Крым никто не аннексировал, а войну в Донбассе начала Украина: «До 1954 года полуостров был российским, а в 2014 году там законно провели референдум и стали снова россиянами». Владимир Юрьевич тут же оказался в базе сайта «Миротворец». Что его ничуть не огорчило и нисколько не взволновало. Не могла не вспомнить наш разговор тринадцать лет назад, когда потомственный киевлянин «до мозга костей», как сам отметил, так же смело и откровенно делился своими мыслями о культурной жизни, которую невозможно вырвать из общественной. Разговор был долгим, а сейчас захотелось вернуться к некоторым высказываниям человека, к которому часто обращались и обращаются по многим вопросам, касающимся не только музыки. Так заслуженного артиста Украины окрестили в Музыкальной энциклопедии Украины. Над этим мы с ним посмеялись в 2005 году, когда встретились на фестивале «Ялтинские каникулы». Вспомнилось об этом после нашумевшего интервью популярного советского и украинского композитора, пианиста учредителю и редактору киевской газеты «Бульвар Гордона» Дмитрию Гордону на телеканале 112 Украина после «Крымской весны». Многих в сопредельном России государстве повергло в шок его заявление о том, что на самом деле Крым никто не аннексировал, а войну в Донбассе начала Украина: «До 1954 года полуостров был российским, а в 2014 году там законно провели референдум и стали снова россиянами». Владимир Юрьевич тут же оказался в базе сайта «Миротворец». Что его ничуть не огорчило и нисколько не взволновало. Не могла не вспомнить наш разговор тринадцать лет назад, когда потомственный киевлянин «до мозга костей», как сам отметил, так же смело и откровенно делился своими мыслями о культурной жизни, которую невозможно вырвать из общественной. Разговор был долгим, а сейчас захотелось вернуться к некоторым высказываниям человека, к которому часто обращались и обращаются по многим вопросам, касающимся не только музыки.

Посмеявшись над тем, что он пишет музыку на русском языке, направили разговор в серьёзное русло.

- Владимир Юрьевич, Алла Пугачёва зазывала вас в Москву, предлагая устроить там вашу жизнь. Что заставило отказаться от столь заманчивого предложения?

- Любовь к городу, в котором родился, как и мои предки. Киев, конечно, город не для карьеры, но Родину и соседей по квартире мы не выбираем.

- А почему - не для карьеры?

- Потому что это культурная провинция. Она питает центр талантами. Обратите внимание, сколько на российской эстраде украинских певцов. На каком они языке поют? Вот то-то и оно. А пели бы на украинском, и никто бы их не знал. Несмотря на уникальные голоса, образование, вкус.

- Ну хорошо, это певцы.
А композитор?

- Проблема языка существует для всех. Иначе разве назвали бы меня русскоязычным композитором? Абсурд? Да у нас вся страна - абсурд. Дискриминация русского языка идёт по полной программе. Что бы там ни говорили.

- Как человек, родившийся и выросший в Киеве, вы наверняка владеете украинским, так что для вас не проблема перейти на него.

- Конечно, владею. Но проблема в другом - любому мало-мальски нормальному человеку претит, когда его к чему-то склоняют насильственно. Как происходит нынче с украинским языком. А тем более, если это художник - человек, который находится всегда в оппозиции.

- А вы в оппозиции к чему?

- Я в оппозиции ко всему ненормальному. К тому, что противно естеству человека. В том числе и к телевидению, на которое не пробиться: чтобы клип показать один раз, надо 500 долларов выложить. Пробиваются те, у кого есть деньги. Голос, сценический талант - уже давно дело второстепенное. Теперь главное - формат: «позабористее» да поматершиннее. Поощряется похабень и «голубая тема». Исчезла профессия композитора и поэта-песенника. Песни пишут все кому не лень: аранжировщики, администраторы, звукорежиссёры - все, кто вращается вокруг артиста.

- Песня «Куда уехал цирк» стала вашей визитной карточкой именно после исполнения Леонтьева, а как она к нему попала? И вообще, как родилась?

- Мне её заказала детская редакция телевидения. Впервые исполнила девочка из Москвы Света Дедоренко. А Леонтьев приехал ко мне в Киев записать другие песни. Услышал эту и загорелся: буду петь - она о том, куда ушло наше всё.
И спел прекрасно. Она пошла в народ, что называется.

- Большой успех выпал на долю «Леди Гамильтон» благодаря Николаю Караченцову.

- Впервые встретились, когда записывали музыку к фильму «Алиса в Зазеркалье». Тогда судьба свела с такими великими актёрами, как Зиновий Гердт, Ростислав Плятт, Марина Неёлова, Татьяна Васильева. Караченцов озвучивал Белого рыцаря. Он в то время был уже очень популярен, хотя «Юноны и Авось» ещё не было. Николай прославился в «Звезде и смерти Хоакино Мурьеты». Работая с ним, понял, что такое артистический кураж. Потом ко мне попала книга стихов Владимира Гоцуленко «Дорога к Пушкину», к которой я поначалу отнёсся скептически, а потом понял, что это моё. И написал музыку к этим замечательным стихам. Возник вопрос: кто будет исполнять? Сначала подумал об Александре Малинине, Валерии Леонтьеве, а потом вспомнил Караченцова. Сначала он отказался: у меня другой образ, я пою ковбойские песни, а здесь романсы… Но я его уговорил. Работа шла тяжело, Николай долго искал подходящие интонации, образ. Но именно с «Дороги к Пушкину» началась не только восьмилетняя совместная работа, но и наша дружба. Вообще дружу со многими российскими звёздами.

- В Киеве часто концерты бывают?

- В Киеве царствует национальная идея. Всё остальное - шелуха. А русский - это язык «чужой краины». А значит, «русскоязычному композитору» здесь ничего не светит. Что касается русского языка, у меня такая ассоциация: как в приличном обществе стыдно говорить о венерических заболеваниях, так в Киеве о русском языке. От чего мы стыдливо прячемся? В Швейцарии четыре государственных языка, и они не переплелись друг с другом, чего вы боитесь, а существуют самостоятельно. То же самое в Бельгии.
В крохотной Финляндии четыре процента жителей говорят на шведском языке, который финны терпеть не могут, потому что Швеция угнетала их страну, и, тем не менее, он является вторым государственным. Когда мне начинают доказывать, что русский задавит украинский язык, мне становится грустно. Пока люди не поумнеют настолько, чтобы понять: нельзя закрывать друг другу рот, нужно уважать друг друга и не делать из языка орудие политической благонадёжности. Мы ничего не добьёмся в искусстве, в культуре, в науке - всё будет развиваться однобоко. Сколько от нас народу перебежало в Москву, в Россию, потому что им не давали работать, общаться на русском языке. А потом удивляются, откуда эмиграция… Стыдно лелеять одну языковую культуру за счёт подавления другой.

- Простой вопрос о выступлениях с концертами затронул такую глобальную тему. Вернёмся к искусству. Показатель звёздности какой?

- Показатель звёздности - полные залы. А идут к тем, кто сохраняет индивидуальность, свой собственный стиль. У нас есть плеяда исполнителей замечательного песенного прошлого - Леонтьев, Пугачёва. Это киты эстрады. Даже не знаю, кто придёт на их место. Не вижу таких. Проекты плодят девочек и мальчиков - однодневок. Все эти «Фабрики звёзд», «Народные артисты»… У большинства сегодня сольные концерты состоят из десяти перепевов одной и той же песни. Даже у таких исполнителей, как Витас, с его уникальным тембром: засветился тремя песнями, а дальше никакого развития. Песни нынешних «фабрикантов» петь никто не будет. Они растают, как дым. А вот то, что пели Магомаев, Пугачёва, останется, будет исполняться и новыми поколениями. Настанет время, когда всем надоедят эти «опа-гопа». Уйдёт эпоха бездуховности, откровенной попсы, дешёвого искусства, эпоха сердючек и тату. Уйдут с эстрады девочки безголосые, которым банкиры дают деньги на раскрутку. Придут уважение и почитание истинного таланта. Истинный профессионализм - штучный товар. Не фабричный. Я верю, что выздоровеет наша эстрада, все мы выздоровеем.
Порадовалась за выдержанность, достоинство Владимира Юрьевича в телеэфире, то, как он отвечал на провокационные утверждения. Например: «Война в Донецке началась, когда в Крыму высадились «вежливые люди». Возражение Быстрякова: «Нет, это не с Крыма начиналось. А с нашего радостного стремления в НАТО и Европейский союз.
А у нас проблемы с Россией разве с Крыма начинались? Проблемы начались, когда мы об неё ноги вытирали. Особенно в «помаранчевый» период.
С североатлантической песни с русофобским припевом».
Глас не юноши, а мужа. Человека, влюблённого в страну, в которой родился и которую не собирался и не собирается покидать.

Досье

Владимир Юрьевич Быстряков родился 13 декабря 1946 г. в Киеве. В 1972 году окончил Киевскую консерваторию. Плодотворно сотрудничал с известными артистами, среди которых Александр Малинин, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Николай Караченцов, Ирина Аллегрова, Ирина Понаровская, Ольга Кабо. Автор музыки к 20 фильмам и 36 мультфильмам, популярных эстрадных песен, инструментальных пьес, музыки к драматическим спектаклям.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.