«Главное - быть честным»

Уверен полковник, 40 лет прослуживший Родине

16 Август 2017 997
Александр Нестеренко.
Александр Нестеренко.

«В бою 23 июля 1943 года за станицу Неберджаевскую Крымского района Краснодарского края товарищ Нестеренко огнём из станкового пулемёта бронебойно зажигательными пулями зажёг дом с боеприпасами врага. Под руководством товарища Нестеренко хорошо налажена огневая система кочующих станковых пулемётов. Достоин медали «За боевые заслуги». Строки из наградного листа, подписанного командиром 903-го горно-стрелкового (будущего Севастопольского ордена Богдана Хмельницкого) полка майором Глуходедовым. Командиру взвода пулемётной роты Александру Нестеренко тогда было 19 лет. От курсанта Грозненского военно-пехотного училища до полковника, военного комиссара Симферопольского района - без малого 40 лет службы Родине отдал Александр Фёдорович.

Память детства

Он не отмечает день рождения - появился на свет в скорбное для страны 21 января 1924 года, день смерти Владимира Ленина. Признаётся, что «при СССР комсомольцу, коммунисту праздновать в этот день негоже, а после развала страны уже и интереса не стало». Но в свои 93 года Александр Нестеренко увлечённо рассказывает и о нелёгком детстве, и о том, как советская власть в буквальном смысле спасла жизнь.
- Родился в большом селе Нижняя Сыроватка на Сумщине, - говорит ветеран войны.
- В семье было 8 детей, но лишь мне и младшим Васе и Ване повезло выжить - родились уже при советской власти, а она в селе организовала фельдшерский пункт, где и спасали от болезней, от которых пятеро старших, рождённых до революции, погибли. Грамотными стали: родители ни читать, ни писать не умели - где учиться-то простым людям, а когда советская власть стала ликбезы (пункты ликвидации безграмотности. - Ред.) организовывать, то мама три зимы в него ходила, грамоте научилась на уровне 2-го класса. И нам повторяла: учитесь, дети, всё сделаю, чтобы грамотными стали.
Варвара Нестеренко не только сделала всё, чтобы сыновья стали грамотными, но и ради них, опухавших от голода из-за неурожая в начале тридцатых годов прошлого века, рискнула на переезд. За тысячу с лишним километров в Кабардино-Балкарию, в станицу Красноградскую (до 1921-го и ныне - Екатериноградовская. - Ред.). Выжила семья, Шурка, как его называли родители, в изокружок ходил - с малых лет художником стать мечтал. В школу его во 2 класс определили, хотя на Сумщине он уже 3 окончил. «Но прав был учитель Пётр Иванович, хотел, чтобы я, говоривший на суржике, правильный русский язык выучил». Те уроки Александр Фёдорович помнит до сих пор и часто на встречах со школьниками ненавязчиво учит и их уважать родной язык, избавляться от сленговых словечек, «ведь русский язык такой богатый».
Когда началась Великая Отечественная, окончил девять классов - 17-летнего на фронт не взяли - доучивайся, оканчивай десятилетку. Учился хорошо. 1942-й, второе военное лето. Позади - выпускные экзамены, и он, бывший десятиклассник, трудится в полевой бригаде, на жатке-«лобогрейке». В перерыве увидел, что на поле пришла мама, «лицом как-то изменившаяся», повестку в Прохладненский райвоенкомат протягивает - явиться через три дня.

Служа Отечеству

Повестке обрадовался - мечтал поскорее на фронт, о подвигах грезил. Он, сын участника Брусиловского прорыва в I мировой, дважды тяжело раненного, не мог не служить Родине. Много позже на кладбище в станице сын напишет на памятнике Фёдору Нестеренко: «Твоя героическая жизнь - образец для меня».
- На фронт сразу не попал, - продолжает ветеран, - шестерых бывших десятиклассников отправили в училища - троих в Грозненское пехотное, троих - в Краснодарское миномётное, так нас с другом и разлучили, он, миномётчик, погиб в 1943-м.
Провожая сына на фронт, Варвара Нестеренко украдкой смахивала слёзы, но не выказывала боли, а потом дала алюминиевую ложку («где только достала, у нас лишь деревянные были»): «Ты её после войны принеси домой и отдай мне на память!». Не сразу осознал сын материнские слова: не могла она просто произнести «береги себя, сынок, останься жив», всю свою боль, все напутствия вложила в ту фразу о ложке. Так и прошла ложка с Александром Нестеренко фронтовыми дорогами, чаще - зацепленная за голенище сапога, когда ел ею - вспоминал дом, маму. И выцарапывал на боевой «подруге» цветы, звёздочку.
В составе 56-й армии Северо-Кавказского фронта участвовал в боях по прорыву фашистской обороны «Голубая линия». Прорыв предварял Новороссийско-Таманскую наступательную операцию РККА, которая в начале октября 1943 позволила освободить Таманский полуостров и начать подготовку к освобождению Крыма. Командиру было 19, некоторым бойцам его взвода - вдвое больше. Но уважали младшего лейтенанта Нестеренко. Под миномётными обстрелами контужен, дважды ранен: легко осколком в ногу - в атаке на высоте 114.1, считает, «повезло - в боях за станицу Крымскую полк потерял около 60% бойцов». 25 июля 1943-го, когда комполка подписывал наградной, младший лейтенант был ранен тяжело - осколки мины посекли основательно - один до сих пор в голове. Госпиталь, операции, долгое лечение и предписание - ограничено годен, зачислить в резервный офицерский полк Северо-Кавказского (позже 4-го Украинского) фронта - правая рука почти не слушалась. Оттуда, уже лейтенанта, направили инструктором в Орджоникидзевский райвоенкомат только освобождённой Керчи - готовить пополнение для фронта. Потом Судакский, Красногвардейский, Октябрьский - везде служил честно и достойно.
День Победы Александр Нестеренко встретил в Крыму, а получив отпуск - домой.
- Шагнул во двор: «Мама!». А она прижала к груди, не сдерживаясь, выдохнула: «Спасибо Богу - услышал мои молитвы!» И секунду спустя уже строго: «Ложку принёс?» Ложку вытащил из-за голенища сапога. Мама бережно взяла её, погладила, как гладила в детстве меня по голове, вздохнула счастливо.
В 1945-м Александр Фёдорович женился на выпускнице педагогического института, двое сыновей тоже выбрали военную службу. Увы, ни супруги, ни младшего сына уже нет, но старший - выпускник Симферопольского высшего военно-политического училища, тоже полковник, есть внуки, правнуки.
Службе в Рабоче-Крестьянской Красной (с 1946-го Советской. - Ред.) армии Александр Нестеренко отдал 39 с половиной лет, к той фронтовой медали «За боевые заслуги» добавилась ещё одна, а также «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «За безупречную службу», орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» (получил его тогда - единственный из военкомов полуострова), к 40-летию Победы - орден Отечественной войны I степени, украинский орден Богдана Хмельницкого, другие награды - всего 36 на парадном кителе. И ещё множество почётных грамот, в том числе ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ. Двадцать лет, от майора до полковника, - военный комиссар Симферопольского района. В июле 1981-го уволили со службы в 57 лет, хотя по нормам полагалось на два года раньше, но не могли найти замену честному и ответственному военкому. Александр Фёдорович гордится, что ни разу не изменил чувству долга и присяге, жил только на денежное довольствие, назначенное государством, относился к людям с уважением. Благодаря его инициативе и настойчивости в сёлах Симферопольского района первыми в Крыму появились памятники погибшим односельчанам (офицера тогда наградили двумя настольными медалями. - Ред.). «Представьте: 19 сельских Советов - и возле каждого памятник, люди внуков на 9 Мая приводят, цветы приносят!». Офицер Нестеренко всегда заботился о том, чтобы молодые люди росли патриотами Родины: когда служил, выступал в школах, а выйдя в запас, создал клуб «Парус», давший дорогу в жизнь многим подросткам, которых все считали «трудными». Да и сейчас постоянно общается с молодёжью, выступает в школах и патриотических клубах - «новые поколения должны хранить память о подвигах, любить Отечество, быть готовыми служить ему».
В свободное время ветеран воплощает давнюю мечту - пишет прекрасные картины, особенно часто - места детства. «Для потомков, для души, я - не профессионал». А ещё чётко, по-военному, отвечает на вопрос: «В чём счастье?».
«В честности. Главное - оставаться честным», - таков принцип полковника Нестеренко.

Наталья ПУПКОВА.