Она мечтает рисовать в воздухе

15 Февраль 2017 971
Ксения Симонова творит.
Ксения Симонова творит.

Крымчанка Ксения Симонова в особом представлении не нуждается. А сложные человеческие эмоции, вечные тревоги и переживания, которые Ксения мановением своих рук передаёт на песке, понятны во всех уголках Земного шара, близки всем его обитателям. Она выступала более чем в 30 странах мира, от Лондонского Альберт-холла до Сиднейской оперы, становилась специальным гостем значимых церемоний - от церемонии закрытия Специальных Олимпийских игр в Афинах в 2011 году до гала-концерта YouTube Symphony Orchestra в Сиднейской опере. И сегодня Ксения делится с читателями «Крымской правды» своими мыслями о жизни, творчестве и планами на будущее.

- Ксения, вы родились в Евпатории, где много песка… Какие творческие возможности открывает этот природный материал? Почему вы выбрали его для самовыражения?
- На самом деле я не выбирала песок, я вообще понятия не имела о том, что им можно рисовать что-либо и где-либо, кроме как палочкой на пляже. Для выражения своих мыслей я выбирала графику - тушь, ручки, сепию. Это был целый мир, в котором мне было очень комфортно, пока не стало тесно. Мне стало тесно в событийном плане - лист мог передать картину, и картина, безусловно, - рассказ,  но... создавая картину тушью, я проживала жизнь. Важно, что появляется первым, кто-то постоянно во что-то превращается, а зритель видит лишь финальную точку. И мне было обидно за зрителя, хотелось найти что-то, что было бы более событийным, как бы показывало слои процесса. Я думала, мечтала рисовать… воздухом. Но появился песок, и хотя он не воздух, с помощью камеры он частично давал мне то, что хотелось. Но мне и в нём тесно, поэтому я постоянно изобретаю новые техники - рисование снегом, пластиком, но на самом деле и это не то. Я все большое думаю о своей мечте рисовать пальцем в воздухе и не шучу - давно слежу за технологиями, может, через несколько лет мне удастся приблизиться к тому, чего хочу.
Особенности работы с песком не знает никто. Поэтому открывшиеся сейчас повально и массово так называемые «студии» и «школы» рисования песком - полнейшая туфта, просто выколачивание денег из обывателя. Никто не научит этому, пока сам не дойдёшь.
- В своей книге «Другая история» вы рассказываете о своей бабушке. Какую роль она сыграла в вашем мироощущении? Что ещё в сильной степени на него повлияло?
- Это мое всё. Хотя уверена, бабушка никогда бы не догадалась, что я о ней так скажу. Она никоим образом не была близка к искусству, она была инженером, работала в химической промышленности. Когда я появилась у неё, она была очень одиноким человеком. Пережитая онкология, развод, особенности, вызванные опущением век
(у неё после облучения опустились веки, это для многих странно выглядело, а для меня она была самой красивой на свете). Друзей - подружек было три человека, старая дружба, знакомиться она стеснялась после облучения, жила очень замкнуто, и я была с самого раннего возраста её основным собеседником... Её вера и теплота были какими-то безграничными. Если бы я маленькой не видела, как она молилась, я бы никогда не поняла хоть немного, что такое святость. Не говорю, что она была святой, просто я видела бесконечную её веру, любовь к Богу, она вся просто светилась. Хотя была очень, очень больна. Если вы читали книгу, то знаете, что с ней случилось Чудо. Это Чудо она трепетно, как свечу, несла всю жизнь и делилась со мной. Наверное, она по-настоящему жила мной. Детям это очень нужно, очень.
- Каковы, на ваш взгляд, предпосылки любого творчества?
- Творчество заложено в нас Творцом. Потому оно и Творчество. Творчество дано нам как незаслуженный дар. Творчество - это совершенно не обязательно писать, рисовать, танцевать, петь... Это рожать и любить детей, это строить любящую семью - то, что почему-то перестало считаться творчеством. Это первое и главное. Любить и заниматься детьми намного важнее, чем рисовать. Может быть, мы когда-то, наконец, дойдём до этого...
- Что вы чувствуете, когда работаете с песком?
- Восторг. Полёт. Боль. Страх. Отчаяние. Радость. Всё сразу. Точно скажу, что на меня как на художника очень влияет то, что я в данный момент читаю, - намного больше, чем то, что я видела.
- И что особенно вдохновляет? Ваши любимые авторы и художники?
- В меньшей степени художники, но они, конечно, есть. Есть три великих имени - Бакст, Рерих, Петров-Водкин. Бакст у меня с детства. Вообще ребёнок, который рос с книжками Бакста вместо мультиков, обречён как минимум на вечную любовь к театру. Рерих «купил» меня своим пересечением культур - скандинавско-тибетские темы, славянско-гималайские мысли. Водкин... Я в него ныряю и плыву, как под водой. Он подводный. Сальвадора Дали не люблю. Многие говорят, что похоже, что на меня влияет Дали. Но я его не люблю. Книги люблю. Хорошее кино - старое, в основном, но и новое. Европейское кино бывает неплохим. Иранское и, порой, индийское. Наше - безусловно. Балканское и, конечно, Кустурица. Он тот, кто во многом сделал меня тем, кто я есть.
- Какие города и страны вам полюбились больше всего, где бы хотелось побывать ещё?
- Вся Скандинавия. Норвегия, Швеция и ставшая мне родной Дания. В голове я уже отчасти датчанка. Мне там на 100% комфортно - и в сознании, и физически. Красота Норвегии меня влюбила в себя. Швеция очень разная, очень открытая. Люблю Сидней. Люблю Дюссельдорф. Люблю Токио, но не везде, и больше даже не Токио, а Камакуру. Бутан понравился красотой природы. Я в большей степени человек Европы, чем Азии или Америки.
- А какие у вас излюбленные места на родном полуострове?
- Моя Евпатория. Навсегда моя и бесспорно моя. Хотя она очень многое потеряла за эти годы, и это грустно мне как художнику - дикие застройки исторических зон, печально. Но в целом это город Тишины. Я люблю, когда от нас уезжают туристы и мы, местные, остаёмся наедине с собой. Не очень люблю лето у нас, толпы на пляжах, мы стараемся уезжать летом на север. Алушту очень люблю, мы там уже много лет отдыхаем в Профессорском уголке. Ялту полюбила недавно, хотя до этого даже работала там, будучи студенткой, но никогда не любила, а сейчас люблю. Симферополь - город студенчества, это город памяти, хотя сейчас я его вообще не узнаю, он меня пугает тем, что стал своей обратной стороной и заболевает болезнью мегаполиса. Севастополь - конечно, и очень люблю Восточный Крым - мой любимый и родной Топловский монастырь, Судак, Феодосию. Горы, пещеры, монастыри - это целый мир.
- Почему вы назвали свой авторский стиль «Психоаналитическая линейная графика»?
- Однажды ночью я рисовала в бурю на тёмном причале, тогда я училась ещё на третьем курсе института. Тогда что-то такое произошло и само нарисовалось без моего участия. Потом я стала просто рисовать с закрытыми глазами, и эти рисунки очень отличались от нарисованных с открытыми. Ну а дальше разработалась методика.
Добавим, что недавно в Симферопольском художественном музее открылась персональная выставка (арт-проект) Ксении Симоновой «Другая история», которая продлится до 20 февраля. Так что у крымчан есть возможность самим познакомиться с её творчеством или посетить её официальный сайт (http://www.simonova.tv).

Пётр КАЛУГИН.