Обновление минимумов

5 Ноябрь 2026 776
Сумма МРОТ с 1 января изменится.
Сумма МРОТ с 1 января изменится. Фото Александра КАДНИКОВА.

Произойдёт это, конечно, с начала будущего года, когда поменяются минимумы, определяющие уровни жизни: МРОТ, минимальный размер оплаты труда, от которого зависит зарплата, оплата больничных, будущая пенсия; и прожиточные минимумы в целом и по категориям граждан, влияющие на начисление ряда пособий. Цифры прожиточных минимумов по Республике Крым уже известны и утверждены, общероссийские пока на рассмотрении в Госдуме. Подробности выяснила «Крымская правда».

В конце октября Государственная Дума в первом чтении приняла проект федерального бюджета, второе чтение его запанировано на 19 ноября. Согласно главному финансовому документу страны минимальный размер оплаты труда увеличится на 6,8% и составит 28935 рублей. Сейчас пока - 27093 рубля, для сравнения: десять лет назад МРОТ был всего 7800 рублей. Ниже минимального размера оплаты труда нельзя начислить зарплату сотруднику, отработавшему полную ставку полный месяц и выполнившему все обязанности по трудовому договору. Но только начислить - на руки получить меньше можно, ведь с любой официальной зарплаты при годовом доходе, не превышающем 2,4 миллиона рублей, удерживается налог на доходы физических лиц (НДФЛ). При более высоком доходе и налоговая ставка будет выше. Также меньше МРОТ будет зарплата и у тех, кто работает на полставки или неполный рабочий день. Региональные МРОТ по закону должны быть не ниже федерального, в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе они будут равны ему - 28935 рублей. Вместе с минимальным размером оплаты труда возрастает и предельная база по уплате работодателями страховых взносов в Социальный фонд России, а они уже влияют и на будущую пенсию, и на текущие выплаты, к примеру, больничные, командировочные и отпускные. В федеральном бюджете запланировано и увеличение, на 6,8%, прожиточного минимума. 
В целом на душу населения он составит с 1 января 20227 рублей, сейчас ещё 18939 рублей; для трудоспособного населения - 22047 рублей, сейчас ещё 20644. Для детей - 19620 рублей, пока ещё 18371 рубль; а для пенсионеров - 17395 руб­лей, сейчас - 16288 рублей.
Пока размеры общефедерального прожиточного минимума только запланированы, в Республике Крым уже утвердили свои, региональные, по закону они могут быть ниже федерального. Так, постановлением правительства республики с 1 января по 31 декабря 2027-го прожиточный минимум на душу населения составит 19620 рублей. По основным социально-демографическим группам цифры немного иные: для трудоспособного населения - 21386 рублей; для детей - 19031 рубль; для пенсионеров - 16873 рубля. От величины регио­нального прожиточного минимума зависит порядок назначения и суммы выплат социальных пособий. Допустим, единое пособие малообеспеченным семьям на детей до 17 лет и беременным, ставшим на учёт на ранних сроках, назначается при соблюдении ряда условий, в том числе при ежемесячном доходе на человека в семье, не превышающим региональный размер прожиточного минимума на душу населения, и годовом доходе каждого трудоспособного не менее восьми МРОТ. А вот размер пособия зависит от дохода семьи: базовый размер - 50% от регионального прожиточного минимума на ребёнка; 75% от этого размера, если при назначении базового размера всё равно среднедушевой доход остаётся меньше; и 100%, если всё равно не дотягивает.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.