«Когда закончится Крым?»

Сегодня в 00:57 137
Андрей Артов. Фото радио «Крым».
Андрей Артов. Фото радио «Крым».

Всё больше на полуострове появляется жилых комплексов и коттеджных посёлков. Новые парки и скверы отсутствуют. И хорошо, если старые приводят в порядок, согласно давно существующим нормам, а не превращают их в асфальтированные дороги с кустами по бокам. Мы поговорили с заместителем председателя Крымской рес­публиканской ассоциации «Экология и мир» Андреем АРТОВЫМ о том, почему парки в Крыму уродуют и закатывают в асфальт и плитку, что с этим можно сделать и как в целом в идеальном мире должны выглядеть эти общественные пространства.

- Андрей Михайлович, начну сразу с вопроса от читателей «Крымской правды». Почему у нас постоянно сажают деревья и кустарники в парках, но растения засыхают?

- Я бы сначала пояснил в целом по паркам и скверам. Давайте начнём с того, что их можно разделить на две условные группы. Первая - парки и скверы в зелёных зонах городов. Они в ведении муниципалитетов, там одна система управления. Вторая группа - парки-памятники садово-паркового искусства. Они являются особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), по-другому создаются и управляются. Например, это Ливадийский парк.

- Давайте тогда начнём с парков и скверов, которые находятся в ведении городов и сёл. 

- Если говорить о том, почему в городских парках гибнут посаженные растения, то этот вопрос в первую очередь следует адресовать админист­рациям городов. Озеленение в городах должно выполняться согласно правилам благоустройства (часто города ещё принимают правила обращения с зелёными насаждениями, например, в Симферополе есть такие). Эти два документа касаются создания и содержания зелёных зон. Хорошие они или плохие - отдельный разговор, но полив там упомянут как один из способов ухода и содержания зелёных насаждений: деревьев, кус­тарников, травяного покрова (газона). Если следовать этим нормам, то у нас всё должно поливаться. По факту - почти ничего не поливается. Хотя, к примеру, в сквере Высоцкого, в Симферополе, полив налажен отлично, а вот во многих других парках и скверах - нет. 

Также важно понимать, что озеленённые территории делятся на три группы. Общедоступные, допустим, Гагаринский парк. Ограниченного пользования - за них отвечают школы, больницы, дворы, гос­учреждения. И специального пользования, например, вдоль дорог созданы зелёные зоны. И, конечно, у каждой зоны своя ответственная структура. 

Возвращаясь к поливу, последние годы у нас печальная ситуация в Крыму. И проблема не только в том, что растениям не хватает влаги. Мы ещё дышим пылью. В летние месяцы вдоль дорог накапливается пыль, с ветром она поднимается, мы её вдыхаем. И это пыль с бензапиреном (который выбрасывается при сжигании топлива и очень долго не разлагается), опасным веществом - канцерогеном. Он попадает к нам в дыхательную систему, в том числе потому, что в городах очень пыльно. 

- Получается, не зря при СССР были поливальные машины, которые с утра пораньше работали на улицах? Да и недавно ездила в Москву, была поражена тому, как в 8 утра поливальные машины оперативно работают на улицах столицы. 

- Конечно, всё так и должно быть. А ведь Москва севернее, чем Симферополь. У нас пыли больше, а улицы почти не поливают. В столице Крыма мне лишь однажды попалась машина, которая как бы «пылесосила» дорогу. Необходимо поливать обочины и зелёные полосы вдоль дорог. У нас этого нет совершенно. 

Не лучше ситуация в парках. Например, в Гагаринском около аттракционов поливается газон, а остальной парк сухой. Я не видел там полив в последние годы. 

Возьмём район Москольца, также в Симферополе. Вдоль улицы Киевской высадили несколько полос растений, более 100 штук. Я посчитал недавно - погибло около 70%. При посадке полили, а потом всё - полив закончился. Хотя нужно поливать растения 2-3 года, пока они не прижились, особенно в засушливый сезон. 

Это парадокс и катастрофа. Непонятно, почему так. Нет воды в городе? Не хватает на полив? Зато обрезать деревья у нас могут легко - на это бюджетные деньги есть. 

- А если представить, что в Крыму будет такими же темпами идти жилищное строительство, но не будут создаваться и поливаться зелёные зоны, что нас ждёт?

- На полуострове хватает улиц, где после благоустройства были уничтожены деревья, которые сажали ещё при СССР. Остался асфальт, стены, такой бетонный туннель. Можно увидеть это в центре, в Старом городе, в Симферополе. И если там ездят машины, там много пыли и выхлопных газов. Если человек регулярно ходит по такой улице, он дышит всем этим. И в итоге получает повышенный риск заболеваемости дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Вот, например, дома на улице Гагарина. Там от фасада до проезжей части около 15 метров. Если люди открывают окна со стороны дороги, они дышат очень опасной смесью выхлопных газов. И есть исследования учёных по оценке риска проживания в полосе до 100-150 м от автодорог с интенсивным движением - при этом ожидаемая продолжительность жизни может сокращаться, допустим, на несколько лет. А ведь снизить такой риск помогает защитная трёхъярусная зелёная полоса - деревья, кусты, плотный газон высотой не менее 10-15 см. И всё это было на улице Гагарина. 

Кроме того, зелёный цвет поддерживает позитивный настрой, мы же не зря раньше жили на природе. Так что зелёные зоны - это ещё про то, где приятно и комфортно жить. 

- А есть ли на полуострове парки, которые вы бы назвали образцовыми?

- Я не буду брать парки-памятники, часть из них в очень достойном состоянии. Если говорить о городских парках, то могу назвать только ботанический сад им. Багрова при КФУ им. Вернадского, в Симферополе. И, для сравнения, Гагаринский парк - это ландшафтный парк, но выглядит ли он соответствующе? Конечно, нет. Сейчас идёт гламуризация парков, когда внешне они яркие, привлекают прохожих, но функции парка потеряны. В них много плитки и асфальта, беседок, мостиков, площадок. Но не зелёных насаждений. К примеру, Детский парк сейчас активно насыщают аттракционами и скульптурами, после благоустройства он может стать уже не парком, а большой детской площадкой. Я там собирал в детстве черешню… это было совершенно другое место. Кроме того, в любом парке должны быть газоны, кустарники и деревья - это норма, три яруса. Где это соблюдают?.. Вопрос, скорее, риторический. 

Кстати, именно в ботсаду им. Багрова, в Симферополе, полностью сохранились грунтовые насыпные дорожки - не бетон, не асфальт, не плитка. Они наиболее дружественные к зелёным насаждениям. Также было в Гагаринском парке, но в 2017 году кто-то хотел освоить деньги и часть насыпных дорожек залили асфальтом. 


Деревьям в парке им. Шевченко не оставили земли. Фото Андрея Артова.

 

 

 

В симферопольском парке Шевченко идёт сейчас «благоустройство», там ужас что творится. Весь парк превращён в стройплощадку, техника ездит по почве, защиты стволов деревьев нет. Насыпные дорожки превращаются в плиточные, появляются новые заасфальтированные и покрытые плиткой участки. Это всё и есть гламуризация. 

- Вы уже несколько раз упомянули Гагаринский парк. Честно говоря, ощущение, что на нём можно ставить крест… Мало что осталось от парка, который был при СССР. 

- Сейчас планируется благоустройство этой многострадальной территории. Причём проект никто не видел - его не публикуют. Но анализ документов на сайте администрации Симферополя показывает, что почти за 629 миллионов рублей предлагается демонтировать различные покрытия, опоры освещения и другие объекты, уложить 5,8 гектара плиточного покрытия, установить 35 километров бордюрных камней, установить амфитеатр на озере, амфитеатр со сценой, большой амфитеатр, 350 метров габиона (подпорная стенка из камней в сетке), главную сцену, дополнительную сцену, основания под арт-композиции, а также системы видеонаблюдения, освещения, полива и ещё много разного (чудесным образом в перечень работ попал «посев луговых газонов тракторной сеялкой» на площади 0,4 га).

Гектары плитки, километ­ры бордюров, сцены и амфитеатры. Что после такого «капитального ремонта» останется от ландшафтного парка?

- Почему так происходит? У нас нет профессионалов?

- К сожалению, любое благоустройство сейчас - это большая угроза для парков полуострова. Есть две проблемы: отсутствие профессионализма и освоение денег. Если бы это были специалисты, и у них были бы средства, то результат был бы совершенно другой.

Кроме того, есть рекомендации Минстроя РФ о том, как работать с жителями на всех этапах благоустройства территорий. Этот документ рекомендует вовлекать жителей на всех этапах, начиная с разработки концепции.
И тут я могу привести в пример Керчь. Там есть Казённый сад - большой парк, существует более ста лет, очень хороший, и там нужно выполнить минимальное количество работ, чтобы его привести в порядок. Местные жители предлагали, что можно сделать, был разработан проект концепции парка. Был проведён конкурс, начались работы. Но что мы получили в итоге? В прошлом году потратили около 70 миллионов рублей, на небольшом участке Казённого сада по проекту местной фирмы сделали автостоянку, площадку для выгула собак, дорожки, поставили фигуры по пушкинским сказкам. Почему городская администрация проигнорировала мнения жителей? Почему не работали со всем парком, а только с кусочком? Какая общая концепция, ведь это цельная территория? 

- А есть ли шанс договориться муниципалитету с застройщиками, чтобы те обустраивали зелёные зоны, создавали парки, а не только строили бетонные коробки?

- Конечно, это реально. Но муниципалитетам нужно создать свои «правила игры», обязать следовать им. Например, давайте вы построите жилой комплекс, но здесь, на заброшенной территории, сделаем парк. Однако полагаю, что муниципалитеты сегодня во многом (прежде всего финансово) зависят от республиканских властей. Очевидно, надо начинать менять ситуацию с уровня региона.  

- Какие вы видите шаги для изменения ситуации? 

- Во-первых, необходим региональный закон об охране зелёных насаждений (такой закон есть во многих субъектах, например, в Краснодарском крае). Там необходимо отра­зить специфику Крыма как южного региона с учётом климата, видов растений, рекреации и многого другого. Во-вторых, на основании этого закона необходимо пересмотреть правила благоустройства и правила обращения с зелёными насаждениями городов. В-третьих, в каждом городе должна быть разработана программа по развитию и сохранению зелёных насаждений, из которой будет понятно, что и когда будет благоустраиваться, какие парки и скверы будут создаваться. В-четвёртых, в каждом городе (по крайней мере, в крупном) необходимо одно специализированное муниципальное предприятие, аналог Зеленхоза в СССР. 

И пятое - все шаги по содержанию и развитию зелёных насаждений, включая благоустройство, выполняются в совместной работе с жителями города. Ведь именно городская община является собственником зелёных насаждений - части муниципальной собственности. Формы участия жителей города в управлении муниципалитетом обычно прописаны в уставе города.

Кстати

Набивные дорожки в парках вместо асфальта и плитки более доступны и просты. Их цена сущест­венно ниже. Также у них высокая водопроницаемость, которая гарантирует отсутствие на поверхности луж, даже при сильных ливнях. Поверхность дорожки легко приводится в изначальный вид, требуется  лишь досыпать соответствующего материа­ла и повторно утрамбовать его. Кроме того, покрытие не будет скользким, у него хорошее сцеп­ление, что снижает вероятность получения травм.

Беседовала Валентина БУЙЛОВА.