Наш зал в московском дворце

Ранее в «Крымской правде» мы рассказали о судьбе усадьбы Царицыно, в Москве. А сегодня вы узнаете о главном здании этого дворцово-паркового ансамбля - Большом дворце. Когда видишь его впервые, пройдя по живописному парку, едва ли можно сдержать восхищение.
От замка до руин и обратно
Большой дворец - единственное здание в Царицыне, созданное по проекту архитектора Матвея Казакова. Памятник ему и первому архитектору усадьбы Василию Баженову можно увидеть слева от входа в подземное здание музея. Так вот дворец был возведён на месте главных дворцовых корпусов, построенных Баженовым для императрицы Екатерины II и её сына, великого князя Павла Петровича. Напомним, что в 1785 году готовые здания не понравились императрице. Она приказала их снести до основания и построить новый, величественный дворец. Проект поручили придворному архитектору Матвею Казакову.
Строительство продолжалось 10 лет: с 1786 года до смерти Екатерины II в 1796 году. Казаков задумал построить Большой дворец как сказочный красно-белый замок с остроконечными башнями на высоком берегу пруда. Монументальный дворец с высокой центральной галереей - символ величия и мощи русской императрицы - вызывает восхищение и восторг. Его готические детали: арки и стрельчатые окна хочется рассматривать долго и с удовольствием.
Первоначально Матвей Казаков собирался сделать дворец трёхэтажным, но Екатерина II велела упростить проект: надо было экономить - шла русско-турецкая война. В 1791 году умирает Григорий Потёмкин - вдохновитель царицынского строительства, а через пять лет внезапно уходит в мир иной Екатерина II. Все работы в усадьбе прекращаются. Дворец был заброшен и постепенно разрушался.
В начале XIX века он превратился в грандиозную руину - самую знаменитую в окрестностях Москвы. Его мрачные развалины окружали глухие заросли крапивы. В 1980-х годах во время крупномасштабной реставрации усадьбы польские и советские мастера не взялись за восстановление здания дворцового комплекса. Его реконструкция началась только в 2005 году. За два года руинированный дворец превращается в современный музейный комплекс за старинными стенами. Строители постарались сохранить всё, что осталось к тому времени от Большого дворца. Но его внутреннее убранство полностью создано современными архитекторами.
Великолепные залы
Сейчас в центральной части Большого дворца расположены богато украшенные парадные залы - Екатерининский и Таврический.
В залах боковых корпусов размещаются музейные экспозиции, проходят выставки, концерты, театрализованные представления. Нижние части стен вестибюля и парадной лестницы дворца облицованы мраморными плитами кремового цвета, пол украшен геометрическим рисунком, выложенным из разноцветного гранита. На стенах - зеркала в золочёных рамах. Богатство убранства поражает.
Екатерининский зал. Фото автора.
Екатерининский зал нередко называют золотым. Его украшают колонны из оникса, каскадные люстры, наборной паркет из ценных пород дерева и множество позолоченных элементов. Высокие потолки создают в нём неповторимую акустику. Центральная фигура зала - мраморный памятник Екатерине Великой. Он создан в конце XIX века скульптором Александром Опекушиным.
Таврический зал по площади такой же, как и Екатерининский, но высота его достигает 7 метров 75 см. Своё наименование он получил благодаря присоединению к России в царствование Екатерины II значительных территорий Причерноморья и Крыма. В те времена наш полуостров назывался Тавридой. На торцевой стене Таврического зала висит картина «Триумф Екатерины II». Художник Нестеренко изобразил путешествие императрицы в Крым. В центре полотна - Екатерина II, стоящая на возвышении перед большой походной палаткой, за которой изображена Ахтиярская бухта с проплывающей эскадрой российских кораблей. Императрицу поддерживает Потёмкин, удостоенный почётного наименования князя Таврического.
Таврический зал. Фото автора.
О победах и успехах России в Таврическом зале напоминают портреты русских исторических деятелей эпохи Екатерины II: братьев Орловых, Григория и Алексея, Фёдора Ушакова, Ивана Бецкого - крупного государственного деятеля, Румянцева, Суворова, Потёмкина - военачальников, отличившихся в военных сражениях XVIII столетия, графа Панина - дипломата и воспитателя наследника российского престола. Портреты - работы народного художника России Василия Нестеренко. Мраморные портреты на стенах зала изображают деятелей науки и культуры нашей страны: Ломоносова, Державина, Карамзина, и потомков императрицы Екатерины II: сына Павла Петровича и внуков - Александра, Константина и Николая.
Восхищает архитектурная отделка Таврического зала, его двери с резными наличниками и полуколонны. Праздничный бордовый окрас стен придаёт ему торжественность.
После осмотра Большого дворца можно пройти в Хлебный дом (Кухонный корпус), который был предназначен для служебных помещений императорской резиденции: кухонь, складов, погребов. Посещение дворца и Хлебного дома стоит 750 рублей. Если хотите попасть на экскурсию по ним, стоит забронировать билеты онлайн заранее. Музейная экспозиция дворца в Царицыне напоминает немного Музей Крыма и Новороссии в «Новом Херсонесе» использованием мультимедийных и IT-технологий.
Оксана ВИХЛЯЕВА.