Черноморский, крымский - наш

12 Май 2025 332
Приветствие друзей.
Приветствие друзей. Фото автора.

Он мощный и грозный для врагов; родной и надёжный для своих. 242 года служит Родине, под разными стягами страны: империи, союза, федерации. Он многое и многих потерял, но каждый раз возрождался - во имя будущего. Корабельные соединения, морская авиация, береговые войска - Красно­знамённый (с 1923-го) Черноморский флот сегодня отмечает день рождения - на боевом посту, как всегда.

Суворовский выбор

Месяца ещё не прошло в 1783-м с Манифеста (19 апреля по новому стилю) императрицы Екатерины Великой, решившей завершить многолетнюю борьбу России за выход к Чёрному морю, приняв полуостров Крым, Тамань и всю Кубанскую сторону, а в Ахтиарскую бухту будущего Севастополя уже вошли четыре фрегата, бомбардирский корабль, полакр (тип парусного судна), шхуна и бот - отряд Азовской флотилии под командованием Федота Клокачёва. Парусники стали основой будущего Черноморского флота, а он - первым командующим. Моряки были в восторге от бухты, «самой лучшей гавани», удобной, надёжной и враз ставшей родной. Удивительно, но выбирал её сугубо сухопутный полководец - Александр Суворов, в 1778-м, разместивший на берегу русские войска. Писал императрице: «Подобной гавани на всём Чёрном море не найдётся, где бы флот лучше сохранён был и служащие удобнее помещены быть могли».

Идея нового флота появилась у Екатерины Великой (немки по происхождению, сделавшей всё для величия России) в 1774-м, когда после очередной Русско-турецкой вой­ны стараниями войск Василия Долгорукова получила страна Керчь и Еникале. В Керченской бухте разместились суда Азовской флотилии, созданной ещё императором Петром Великим. Но слишком мало это было для защиты страны, а имевшаяся Днепровская флотилия вообще с трудом могла противостоять вражес­кому флоту в открытом море. Когда перешёл полуостров под Российскую державу, мысль о флоте на Чёрном море утвердилась, и место для будущей базы было выбрано. Новый город, Севастополь, стал рождаться. Имя тоже императрица придумала, в начале иное было, но статус и значимость уже тогда оценена. Григорий Потёмкин писал: «Петербург, поставленный у Балтики, северная столица России, средняя - Москва, а Херсон Ахтиарский будет столица полуденная». Через месяц под руководством Фомы Мекензи началось строи­тельство военного селения, адмиралтейства, порта, верфи, чтобы не только размещать в удобной бухте корабли, но и создавать там новые. «Большая крепость Севастополь - через два года утверждён и штат её, 13504 служащих, 45 кораблей и транспортов.

Первая боевая проверка нового флота, первые победы, Синопский бой, прославленные адмиралы Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Корнилов, Владимир Истомин, инженер Эдуард Тотлебен… Трагедия затопления кораблей, чтобы не прорвался враг в город в Крымскую войну, потеря и возрождение Черноморского флота, и вновь вынужденное затопление кораблей уже у Новороссийска, Гражданская вой­на. Пётр Шмидт, Александр Колчак, Александр Немитц; Иван Юмашев, Филипп Октябрьский, Николай Кузнецов, Георгий Карбовский, Сергей Пастухов, Пётр и Володя Буряк, отец и сын, командир и юнга; Лев Владимирский, Николай Басистый, Сергей Горшков, Владимир и Игорь, отец и сын, Касатоновы… Десятки известных имён командиров, флотоводцев и тысячи иных, известных и забытых, моряков, во все времена служащих Отечеству и флоту, готовые жизни за них отдать. Крейсера «Память «Меркурия» и «Адмирал Нахимов», «Красный Кавказ» и «Москва», броненосец «Три Святителя» и парусник «Двенадцать Апостолов», миноносец «Быстрый» и лидер «Харьков», подлодки, десантные корабли «Новочеркасск» и «Цезарь Куников». И ещё сотни кораблей, погибших, служащих, строящихся. Память, слава и мощь Черноморского флота.

Частица газеты

Наша газета гордится давней дружбой с Черноморским флотом. И не только современной, почти 28-летней с большим десантным кораблём, БДК-156 (позже - «Ямал»). В трудных девяностых мы стали единственной газетой, шефствующей над кораблём иной страны (к счастью, теперь воссоединились). И в памяти тёплая искренняя дружба наших главных: у корабля тогда был Игорь Гавриш, а у газеты и сейчас Михаил Бахарев. Дружба газеты и флота началась раньше с «Красного Крыма». В рабочем кабинете большая фотография, доставшаяся по газетному наследству (когда-то стояла у них на полках) от редактора Владимира Бобашинского, его зама Александра Назарьева и ответственного секретаря Виктора Орехова - большой противолодочный корабль «Красный Крым». Снимок - подарок к 60-летию «Крымской правды», 1978-й, БПЛ недавно вернулся из похода в румынский порт Констанцу и готовился встать на ремонт на Севморзаводе, в Севастополе, но в феврале экипаж во главе с командиром Александром Спешиловым принимал друзей из газеты. Собственно, и для корабля это был юбилейный год, 23 февраля 1968-го заложен на заводе в Николаеве. «Поющий фрегат», называли БПК проекта 61 - за мелодичный свист газотурбинной установки, красавец и мощь - 144 метра длиной, по две артустановки и зенитно-ракетных комплекса, торпедный аппарат, вертолёт на площадке. 22 офицера в экипаже и 244 человека старшин и матросов. На воду корабль спущен через год, в октябре 1970-го включён в состав Черноморского флота, получив имя и гвардейский Военно-морской флаг от одноимённого крейсера, героя Великой Отечественной.
И дружба с нашей газетой, уже «Крымской правдой», унаследована, в 1970-м договор о ней подписали тогдашние командир большого противолодочного Николай Головченко и редактор Владимир Бобашинский. И подвиги, спустя полгода после включения в состав флота, «Красный Крым» выполнял боевую задачу в Средиземном море, оказывая помощь вооружённым силам Египта. Увы, нет теперь в составе флота гвардейского «Красного Крыма» - в 1993-м разоружён и исключён из состава ВМФ, спустя три года продан индийской компании, разрезан на металл (его предшественник также погиб в 1959-м). Александр Спешилов, уже контр-адмирал, выпускник Высшего военно-морского училища имени Павла Нахимова, в Севастополе, ушёл в 79 лет, три года назад, 13 мая, в день Черноморского флота, на котором начинал службу…

Дружба газеты «Красный Крым» и корабля, ещё крейсера, «Красный Крым», началась в конце 1939-го, когда тогдашние редактор Яков Кривицкий и командир Александр Зубков подписали документ о шефских связях и единстве. Крейсер на пять лет старше и на 10 - моложе газеты. В 1913-м на верфи в Ревеле (Таллин) заложили, а через два года стал на воду, крейсер «Светлана». Назвали в память о бронепалубной яхте под командованием Сергея Шеина, не спустившей кормовой флаг, геройски погибшей в Цусимском сражении Русско-японской войны, 15 мая 1905 года, 169 моряков тогда погибли, экипаж. Достроить крейсер помешали Первая мировая, Октябрьская революция, Гражданская война - корабль только отбуксировали в Петроград, а достроили там уже в 1928-м, превратив даже в авианосец, с гидросамолётом-разведчиком на борту. Имя новое - в честь Красного интернационала профсоюзов, «Профинтерн» в составе Морских сил Балтийского моря (будущий Краснознамённый Балтийский флот). Первый дальний поход экипажа Аполлона Кузнецова - из Кронштадта в Атлантику, Средиземное море до Неаполя, обратный путь должен был быть такой же, до Мурманска, зимний, в шторма. В поход отправились два корабля, наш и линкор «Парижская коммуна» (ранее - «Севастополь»), им командовал Константин Самойлов, а группой - комдив Лев Галлер. Он понимал, что обратно - не пройти, просил у Москвы разрешение идти через Эгейское море в Чёрное, встать на ремонт в Севастополе, а весной вернуться на Балтику. «Добро» дали, в середине января 1930-го корабли зашли в Севастополь, и остались в составе морских сил Чёрного моря. Их отремонтировали, усилили вооружение, а «Профинтерн» стал «Красным Крымом».

Вначале Великой Отечест­венной крейсер был в доке Севморзавода имени Серго Орджоникидзе, ремонт очередной оканчивался, а уже в августе с эсминцами «Фрунзе» и «Дзержинский» доставлял войска в осаждённую Одессу. Эсминцы позже погибли, более 300 моряков, а «Красный Крым», как и его печатный тёзка, сражаясь и теряя бойцов, дошли до Победы. На боевом пути были десанты - село Григорьевка, под Одессой, в Феодосию, в район Станичка - Южная Озерейка, под Новороссийском, доставка подкрепления и спасения раненых туда же и в Судак, Туапсе, оборона Севастополя, почти сотня рейсов за ранеными, с пополнением, грузами; битва за Кавказ, эвакуация людей из Новороссийска… «Мы приложим все свои силы, чтобы фашисты на своей шкуре изведали новые сокрушительные удары «Красного Крыма», - писали в газету моряки в мае 1943-го, во время передышки, ремонта крейсера. Уже гвардейского, с 18 июня 1942-го - за «стойкость, мужество, дисциплину, организованность и героизм».

Освобождение полуострова; 5 ноября 1944-го командир крейсера 35-летний севастополец Пантелеймон Мельников повёл «Красный Крым» во главе эскадры Черноморского флота в Севастополь. И первый салютный выстрел артиллерии корабля, а на мачтах флажный сигнал - «Привет от победителей непобеждённому Севастополю». Помним! С днём рождения, Черноморский флот!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.