Бывшая мечеть, бывшая тюрьма...

26 Апрель 2025 413
Здание бывшей мечети сейчас выглядит как обычный жилой дом.
Здание бывшей мечети сейчас выглядит как обычный жилой дом. Фото автора.

Бывшая мечеть Йылдырым-Джами. Так на картах называется жилой дом на улице Чапаева, в Белогорске. И здесь действительно живут люди. Всего у дома пять хозяев, шестой недавно купил квартиру, но пока хозяйством не обзавёлся. Во дворе немноголюдно - многие квартиры пустуют. Но когда-то это была мечеть, в которой молились.

«Сама живу, спокойно и тихо»

«Тима, кис-кис». Так приветствует жительница дома своего «соседа» - красивейшего кота, который вальяжно проходит мимо. Тима тут отвечает за повышение кошачьей рождаемости - каждую весну убегает искать кошек. К апрелю худеет и выглядит значительно хуже, чем сытой спокойной зимой. 

Тима аккуратно подходит к своей хозяйке, осторожно переступая через разрытую землю. Один из владельцев квартиры в жилом доме и, по совместительству, бывшей мечети решил заняться коммуникациями. Яму больших размеров выкопали, но на момент нашей поездки в Белогорск так и не засыпали. Соседка из частного дома рядом стоит за забором и показывает - «вон там кости человеческие лежат, вы гляньте повнимательнее». И действительно… будто
кости.

- Тут при Советской власти сначала сделали хранилище для зерна. Тогда же и перестала мечеть быть мечетью. Подвал тут огромный! Места много! Может, так делали, когда мечеть строили, может, потом углубили - это не скажу, - говорит соседка. - А потом, когда была Великая Отечест­венная война, дом этот, как говорят, служил тюрьмой. Полицаи сюда людей приводили, да в тех подвалах пытали. Так что чьи кости - можно только гадать. Вроде как и захоронения были тут, когда мечеть ещё стояла, но могли и со времён войны кого закопать ночью. 

Тима проходит в приземистый подъезд, спокойно останавливаясь у лестницы. И будто зовёт - чего встали, идёмте дальше на мечеть смот­реть. Но рассказать историю дома он не может - и мал, и человеческим языком не владеет. А вот местная жительница делится деталями.

Лестница тут деревянная, старинная. Стены недавно были покрашены. Квартиры - будто в общежитии, но жить тут можно вполне сносно. Не считая того, что отапливаться приходится печкой. Некоторые владельцы жилья установили себе кондиционеры - ими и обогреваются, когда не сильно холодно. Готовят - на газе из баллона. 


В доме нет не только газа, но и воды на втором этаже, так что условия тут далеки от идеальных. Фото автора.

 

 

 

 

- Приехала сюда с чемоданом. Но потихоньку, помаленьку удалось обжиться. Привела в порядок квартиру, убрала в подъезде. Потихоньку мебель купила, немного получше стало. А сейчас так вообще, можно сказать, нормально живу, - добавляет наша собеседница.

Превратности истории

Известно лишь, что мечеть была построена в XIX веке. До депортации крымских татар мечеть называлась Елдырым маалеси джамиси (мечеть улицы Елдырым), её украшал высокий минарет. После 1944 года по приказу советских властей минарет разрушили, а здание отдали под общежитие. 

Помещение хотели выкупить. Работу начали вести в 1989 году, изучали варианты. Как говорят жители Белогорска, до Специальной военной операции даже спрашивали местных - хотят они квартиры или деньги взамен жилья, которое у них сейчас. Но потом наступила тишина. 

Как утверждают некоторые крымские татары, с которыми нам удалось пообщаться в Белогорске, местные власти на заявления мусульманской общины отвечают, что не могут вернуть здание мечети, так как им некуда переселить людей, проживающих там сейчас.

Всего в Белогорске до депортации было 27 мечетей. Они находились через каждые 2-3 улицы. Сейчас их, конечно, меньше. 

Пример Белогорска в целом можно считать типичным. И, к сожалению, далеко не всегда помогает вариант отдать верующим здание снова. Например, в Севастополе здание бывшего кинотеатра «Дружба» после многолетних споров о его статусе и принадлежности было передано местному католическому приходу. Однако вот уже несколько лет оно продолжает разрушаться. Содержать здание должен собственник, но, видимо, у него нет на это денег. Были и другие препоны. Как заявляли представители общины, они не могли получить землю под храмом. Это мешало вый­ти на экспертизу и получить разрешение на проведение строительно-монтажных и реставрационных работ.